eng / рус

Санкт-Петербург и русский авангард

bibliomuseum

Живая и динамичная композиция официального логотипа председательства Российской Федерации в «Группе двадцати» родилась под влиянием традиций русского авангарда. Примечательно, что этот стиль зародился в начале ХХ века именно в Санкт-Петербурге - городе, который примет саммит G20.

Государственный Русский музей, обладающий самой большой в мире коллекцией русского авангарда, и Президентская библиотека имени Б.Н.Ельцина подготовили совместную цифровую коллекцию «Санкт-Петербург и русский авангард».

В собрание вошли общие исследования по истории русского авангарда, альбомы и каталоги выставок, посвящённых данному художественному явлению. Особый интерес в коллекции представляют материалы, характеризующие дух эпохи. Среди них - кинохроника, запечатлевшая Петроград (ныне - Санкт-Петербург) в первой четверти XX века, редкие почтовые открытки с образцами художественного оформления массовых празднеств в авангардистском стиле, и автобиографический текст Василия Кандинского, изданный в 1918 году.

Помимо фондов Государственного Русского музея и Президентской библиотеки, при формировании коллекции были использованы материалы Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки, Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена, Российского государственного архива кинофотодокументов, Галереи Третьякова и частных собраний.

Петроград. 1918 : [фрагменты кинохроники]

8 открыток из издания: Гущин А.С. Художественное оформление массовых празднеств в Ленинграде. 1918-1931 : 30 цветных открытых писем. М. ; Л., 1932

4 открытки из издания: Гущин А.С. Художественное оформление массовых празднеств в Ленинграде. 1918-1931 : [альбом таблиц]. М. ; Л., 1932

XX век в Русском музее : живопись, скульптура 1900-2000 годов : [альбом]. СПб., 2008. 391 с.

Музей в музее : русский авангард из коллекции Музея художественной культуры в собрании Государственного Русского музея : [каталог]. СПб., 1998. 399 с.

Русский авангард: проблемы репрезентации и интерпретации : [сборник по материалам конференции]. СПб., 2001. 272 с.

Русский авангард: личность и школа : сборник по материалам конференций. СПб., 2003. 191 с.

Казимир Малевич в Русском музее : [каталог выставки]. СПб., 2000. 447 с.

Русский авангард. Недописанные страницы : памяти Е. Ф. Ковтуна : [сборник]. СПб., 1999. 131 с., 10 л. ил.

Авангард, остановленный на бегу : [альбом]. Ленинград, 1989. 275 с.

Живопись, 1920-1930 : [каталог-альбом]. М. ; Нью-Йорк, 1988. 253 с.

Советское искусство 20-30-х годов : живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство: [каталог выставки]. Ленинград, 1988. 80 с., 180 л. ил.

Москва - Париж, 1900-1930 : [каталог выставки]. Т. 2. М., 1981. 5 с., 157 л. ил.

Павел Филонов и его школа : [материалы выставки]. Köln, 1990. 343 с.

Илья Иванович Машков : [альбом]. М., 1961. 30 с., 22 л. ил.

В. В. Кандинский : текст художника : 25 репродукций с картин 1902-1917 гг. 4 виньетки. М., 1918. 56 с.

Котович Т. В. Энциклопедия русского авангарда. Минск, 2003. 415 с., 4 л. ил.

Боровков А. И. Заметки о русском авангарде : книги, открытки, графика : [сборник статей]. М., 2007. 205 с.

Карелин В. М. Литература авангарда и власть. Поэтика и политика группы ОБЭРИУ : автореферат диссертации ... кандидата философских наук. М., 2011. 22 с.

Маяковский В. В. Клоп : феерическая комедия : 9 картин / худ. Г. Ковенчук. Л., 1974. 151 с.

Казимир Малевич. Рисунок из книги «От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм». М., 1916

Казимир Малевич. Рисунки из книги «Супрематизм. 34 рисунка». Витебск, 1920

Михаил Матюшин. Проект теории цвета

Борис Дмитриевич Григорьев. Крестьянская семья. 1923

Борис Дмитриевич Григорьев. Вид на провинциальный город. 1924

Ольга Пчельникова. Композиция

Ольга Пчельникова. Абстрактная композиция

Вера Михайловна Ермолаева. Танцующие фигуры. Витебск, 1920

Алиса Порет. Абстрактная композиция. Около 1921

Яков Чернихов. Архитектурные фантазии. Ленинград, 1933

Илья Чашник. Супрематическая архитектура. Около 1925