eng / рус

Программа

Версия для печати

Подробнее о мероприятии

Информационное письмо по встрече Think 20 в Москве 11 декабря 2012 года

Введение

Высоко оценивая потенциал взаимодействия с экспертными центрами по актуальным вопросам международной повестки в год председательства России в «Группе двадцати» (G20), а также результаты аналогичной встречи в год Мексиканского председательства, Российская Федерация выступает с инициативой проведения встречи мировых экспертных центров Think 20 для поддержания плодотворного и содержательного сотрудничества между правительственными и академическими кругами. Российская сторона убеждена, что исследовательские институты призваны играть важную роль в процессах G20 и что необходимо создание «банка идей» для передачи сведений об основных результатах деятельности экспертных центров в глобальные правительственные институты.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) в сотрудничестве с Мексиканским советом по международным отношениям и Институтом Лоуи по международной политике (Австралия) приглашают представителей ведущих экспертных центров со всего мира собраться на единой площадке для обмена мнениями по самым актуальным проблемам глобальной повестки дня и их возможным решениям. С российской стороны со-организаторами встречи выступают также НИУ «Высшая школа экономики», Институт экономической политики им. Е.Т.Гайдара и Российская экономическая школа.

Встреча Think 20 состоится в Москве 11 декабря 2012 года.

Основной темой встречи является «Содействие экономическому росту и устойчивости». Повестка встречи осветит следующие вопросы:

- Активизация экономического роста: проблемы макроэкономики и бюджетная устойчивость;
- Торговля и прямые иностранные инвестиции: инструменты восстановления роста и придания дополнительного импульса для экономической конвергенции;
- Обеспечение устойчивого развития: поиск надежных источников для достижения общих целей роста мировой экономики.

Таковы три ключевых темы панельной дискуссии. Вместе с тем, в ходе обсуждения планируется поднять широкий круг вопросов, как относящихся к данным темам, так и выходящих за их пределы: перспективы глобальной экономики; новые подходы к финансовому регулированию; продовольственная безопасность; транспарентность и координация действий по борьбе с коррупцией; создание качественных и достойных рабочих мест; «зелёный рост» и другие.

Участникам представится возможность осветить наиболее значимые проблемы текущей мировой повестки и заняться поиском соответствующих решений в каждой специфической области. Формат встречи также предоставит возможность экспертам донести свое мнение и результаты исследований до российского шерпы и оказать влияние на повестку дня председательства России в «Группе двадцати».

Активизация экономического роста: проблемы макроэкономики и бюджетная устойчивость

Последние тренды в развитии ведущих мировых экономических центров изменили взгляд на фундаментальные причины и факторы глобального кризиса 2008-2009 годов. Отсутствие финансового регулирования, которое соответствовало бы уровню развития рынков, глобальные дисбалансы в торговле и потоках капитала между развитыми и развивающимися странами относятся к наиболее значимым факторам дестабилизации мировой экономики.

Антикризисные меры в экономически развитых странах спровоцировали появление новых вызовов для восстановления экономического роста. Игнорируя бюджетную дисциплину и наращивая государственную задолженность, развитые страны ушли в сторону от того, что принято считать разумной экономической политикой. Сегодня все правительства призваны принять меры для восстановления устойчивости своих бюджетных систем. Быстроразвивающиеся страны и страны-экспортёры сырьевых товаров также должны разделить бремя ответственности, поскольку они аккумулировали значительные резервы, размещенные в долговых бумагах.

Тяжелая бюджетная ситуация и необходимость бюджетной консолидации определили растущую роль национальных центральных банков как ключевых институтов для реализации антикризисной политики. Монетарные органы, будучи формально независимыми, начинают выполнять непривычные для себя функции и прибегать в своей политике к нетрадиционным мерам. Грядущий выход центральных банков из «антикризисного» режима необходимо осуществлять в соответствии с процессами глобального управления ликвидностью, что позволит снизить риски от крупномасштабной денежной экспансии.

Пришло время заявить, что краткосрочные проблемы экономической политики - бюджетная консолидация и необходимость выхода центральных банков из «антикризисного» режима - не должны затмевать проблему существующих долгосрочных глобальных экономических дисбалансов. Как развитые, так и развивающиеся страны сталкиваются с необходимостью пересмотра социальных обязательств государства и реформирования пенсионных систем, что значительно изменит структуру нынешних глобальных экономических дисбалансов. Реформирование системы глобального управления должно проводиться с учетом этих перспективных изменений.

Проблема реформирования международной валютно-финансовой системы напрямую зависит от будущего Еврозоны. Однако гораздо более значимой темой для глобальных финансовых рынков, с нашей точки зрения, является формулирование новых подходов к финансовому регулированию. В настоящий момент настало время для анализа и оценки возможного прямого и косвенного воздействия этой реформы на международный банковско-финансовый сектор.

В ходе данной сессии в рамках встречи Think 20 в Москве участникам предлагается рассмотреть следующие вопросы:

- Каковы перспективы и сценарии глобального экономического развития?
- Способны ли развивающиеся экономики встать во главе новой волны экономического роста?
- Каковы возможные стратегии центральных банков по выходу из «антикризисного» режима?
- Какие долгосрочные экономические дисбалансы могут оказаться доминирующими в ближайшие десятилетия?
- Что могут предпринять различные категории стран для восстановления устойчивости своих бюджетных систем?
- Должны ли мы изменить наш взгляд на международную валютно-финансовую систему в связи с продолжающимся европейским долговым кризисом?
- Каковы возможные результаты новых подходов к глобальному финансовому регулированию?

Торговля и прямые иностранные инвестиции: инструменты восстановления роста и придания дополнительного импульса для экономической конвергенции

Несмотря на значительный прогресс в решении проблемы протекционизма по линии международных организаций (работа ВТО в рамках Уругвайского и Дохийского раундов), не вызывает сомнений, что эта проблема остается весьма острой. Мировой кризис вновь продемонстрировал, что правительства могут прибегать к мерам протекционизма, даже если такие меры способны ухудшить благосостояние потребителей. Широкое применение торговых барьеров и протекционистских мер, в частности, ведёт к глобальному росту цен на продовольствие.

Снижение национального протекционизма и уровня торговых барьеров является ключевым приоритетом в работе «Группы двадцати». В ближайшие годы мы предвидим появление новых трендов в глобальной торговле, а также перераспределение традиционных торговых потоков, причём энергоресурсы и продовольствие будут задавать тон в данном процессе. Эта тенденция должна развиваться в условиях конкурентной торговой политики, не нарушаемой ограничительными политическими решениями. Участники G20 принимают на себя обязательства по преодолению тенденции к диффузионной замене тарифных барьеров нетарифными мерами, которые не поддаются регулированию международными соглашениями.

Восстановление экономического роста в различных регионах мира возможно лишь в условиях свободной торговли и свободного движения капитала. Широкое участие в многостороннем сотрудничестве в рамках проектов по развитию инфраструктуры с целью мобилизации и применения наилучших практик является важным фактором экономического роста для развивающихся стран.

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) прокладывают кратчайший путь для развивающихся стран к модернизации экономики и повышению конкурентоспособности их экономических моделей. Для обеспечения реальных инвестиций по всему миру, направленных на развитие мировой экономики и сближение развивающихся и экономически развитых стран, глобальный рынок капитала должен быть очищен от превалирующих сегодня «горячих денег».

В ходе данной сессии в рамках встречи Think 20 в Москве участникам предлагается рассмотреть следующие вопросы:

- Почему протекционизм в международной торговле продолжает нарастать?
- Может ли экспертиза протекционистских мер стать надёжным механизмом обеспечения дальнейшей либерализации торговли?
- Какие инициативы может принять G20 для борьбы с растущей ролью нетарифных мер в международной торговле?
- Способны ли инвестиции в инфраструктуру стимулировать более широкое международное сотрудничество и торговлю?
- Должен ли регулироваться глобальный рынок капитала для обеспечения большего стимулирования ПИИ и финансовых вложений в реальные проекты?
- Способствует ли глобализация экономическому сближению стран?
- Каковы возможные будущие конфигурации глобальных энергетических торговых потоков?
- Как торговая политика разных стран влияет на глобальный рынок продовольствия?

Обеспечение устойчивого развития: поиск надежных источников для достижения общих целей роста мировой экономики

Устойчивое развитие мировой экономики неизменно является приоритетом G20. Следуя традициям, заложенным в ходе корейского председательства, мы подчёркиваем важность этой задачи и подтверждаем взаимосвязь между устойчивым развитием и содействием «зелёному росту». Мы также призываем переходить к практическим действиям по формированию экономических, институциональных и финансовых условий для инклюзивного «зелёного роста» в экономиках-участницах G20.

Невысокое качество институтов и неблагоприятный инвестиционный климат в развивающихся странах создают барьеры для устойчивого экономического развития. Существует множество примеров того, как коррупция и низкая транспарентность экономики подрывает активность бизнеса в стране и, как следствие, конкурентоспособность национальной экономики.

В ближайшие годы члены G20 должны также предпринять все необходимые шаги для того, чтобы снять с глобальной повестки дня проблему продовольственной безопасности. Эта проблема значима не только для торговой политики, но и для развития и трансфера агропромышленных технологий.

Кроме того, процессы на мировых финансовых рынках ещё сильнее усложнились в последние десятилетия, становясь при этом гораздо ближе к обществу, чем это было ранее. Расширение доступа к финансовым услугам для широких кругов населения стало нормой в современном мире, что, с одной стороны, является мощным инструментом для наращивания благосостояния, а с другой - источником серьёзных рисков. Мы должны подчеркнуть ответственность, которую несут правительства стран G20 за обеспечение распространения финансовой грамотности среди своего населения.

Наконец, постоянно повышается значение качественного человеческого капитала, его вовлечённости в экономическую активность и возможностей для международной мобильности. Именно поэтому все члены «Группы двадцати» обязуются уделить большее внимание качеству национальных систем образования, а также взаимодействию между ними для унификации глобальных стандартов и требований в образовательной сфере.

В ходе данной сессии встречи Think 20 в Москве участникам предлагается рассмотреть следующие вопросы:

- Каковы основные потребности и приоритеты в сфере обеспечения и содействия устойчивому развитию в G20?
- Как G20 могла бы содействовать укреплению глобальной продовольственной безопасности?
- Какой тип многосторонней координации требуется для наращивания прозрачности и борьбы с коррупцией как основ устойчивого развития?
- Способны ли мы, на самом деле, повышать финансовую грамотность в условиях глобализации финансов?
- Какой вклад может внести G20 в продвижение «зелёного роста»?
- Что должно быть сделано в целом для создания большего количества качественных и достойных рабочих мест в развивающихся странах?

Резюме

Основными целями встречи Think 20 являются:

- Прозрачный и всеобъемлющий взгляд на вызовы современного мира;
- Выдвижение инновационных и конкурентоспособных идей по наращиванию всеобщего экономического роста;
- Дальнейшее сотрудничество с правительствами в сфере мониторинга состояния текущей экономической среды и того, насколько успешно правительства стран «Группы двадцати» исполняют взятые на себя обязательства.

Ожидается, что основные результаты встречи будут изложены в форме практических рекомендаций по вопросам глобального управления, улучшения рабочего процесса G20 и повышения всеобщего экономического роста по всем пунктам повестки российского председательства.