eng / рус

Программа

Версия для печати

Итоги встречи

Доклад о проведении встречи Think 20

Первая встреча в формате Think 20 прошла в рамках мексиканского саммита G20 27-28 февраля 2012 года в Мехико. Пятнадцать стран двадцатки прислали своих представителей, в том числе и Россия. Участники встречи обсуждали приоритетные направления повестки G20 во время председательства Мексики: экономическую стабилизацию и структурные реформы для экономического роста и занятости; укрепление финансовой системы и стимулирование охвата финансовыми услугами для стимулирования экономического роста; улучшение международной финансовой архитектуры; повышение продовольственной безопасности и снижение волатильности цен на сырьевых рынках; а также содействие устойчивому развитию, «зелёному» росту и борьбе с изменениями климата.

В повестку второй встречи, состоявшейся в Москве 11 декабря 2012 года были включены следующие вопросы, тесно связанные с приоритетами председательства России:

- Активизация экономического роста: проблемы макроэкономики и бюджетная устойчивость.
- Торговля и прямые иностранные инвестиции: инструменты восстановления роста и придания дополнительного импульса для экономической конвергенции.
- Обеспечение устойчивого развития: поиск надёжных источников для достижения общих целей роста мировой экономики.

В ходе встречи эксперты рассмотрели широкий круг вопросов, как относящихся к данным темам, так и выходящих за их пределы: перспективы глобальной экономики; новые подходы к финансовому регулированию; продовольственная безопасность; транспарентность и координация действий по борьбе с коррупцией; создание качественных и достойных рабочих мест; «зелёный рост» и другие.

Во встрече Think 20 в Москве 11 декабря 2012 года приняли участие 89 человек, представляющие все страны «Группы двадцати».

Если говорить о повестке встречи более подробно, стоит отметить, что последние тренды в развитии ведущих мировых экономических центров изменили взгляд на фундаментальные причины и факторы глобального кризиса 2008-2009 годов. Отсутствие финансового регулирования, которое соответствовало бы уровню развития рынков, глобальные дисбалансы в торговле и потоках капитала между развитыми и развивающимися странами относятся к наиболее значимым факторам дестабилизации мировой экономики.

Однако краткосрочные проблемы экономической политики - бюджетная консолидация и необходимость выхода центральных банков из «антикризисного» режима - не должны затмевать проблему существующих долгосрочных глобальных экономических дисбалансов. Как развитые, так и развивающиеся страны сталкиваются с необходимостью пересмотра социальных обязательств государства и реформирования пенсионных систем, что значительно изменит структуру нынешних глобальных экономических дисбалансов. Реформирование системы глобального управления должно проводиться с учетом этих перспективных изменений.

Проблема реформирования международной валютно-финансовой системы напрямую зависит от будущего Еврозоны. Однако гораздо более значимой темой для глобальных финансовых рынков, с нашей точки зрения, является формулирование новых подходов к финансовому регулированию. В настоящий момент настало время для анализа и оценки возможного прямого и косвенного воздействия этой реформы на международный банковско-финансовый сектор. В связи с вышесказанным участники встречи остановились на вопросах прогнозирования экономического развития, выявления долгосрочных экономических дисбалансов, построения новой мировой финансовой архитектуры.

Рассматривая результаты первой сессии «Активизация экономического роста: проблемы макроэкономики и бюджетная устойчивость», можно выделить следующие основные итоги:

1. Проанализирован ход выполнения странами G20 принятых ранее обязательств о «наведении порядка в собственном доме».

2. Практически все выступающие обратили внимание на необходимость учёта всех видов суверенных обязательств, а не только государственного долга, в том числе - потенциального объема обязательств, возникающих в будущем.

3. Обсужден дизайн механизма реструктуризации суверенного долга.

4. Указывалось на недопустимость фракционализации финансовой системы и противодействие протекционизму в финансовой сфере. В то же время, необходим мониторинг трансграничных потоков в банковском и финансовом секторах. Оценка ситуации в финансовом секторе должна производиться национальными регуляторами как с «домашней» точки зрения, так и с позиции стран, где действуют отечественные финансовые институты. Особенно важен мониторинг деятельности национальных и глобальных системообразующих финансовых институтов на основе независимых стресс-тестов (peer-review of stress tests) и в соответствии с критериями «Базель III», в случае необходимости их рекапитализации - данные условия являются обязательными. Переход к такой политике требует также пересмотр роли Банка международных расчётов.

5. При обсуждении вопроса о резервных валютах было высказано предложение институционализировать практику заключения валютных свопов между центральными банками. Вместе с тем необходимо в целом проанализировать и пересмотреть обязательства центральных банков - эмитентов резервных валют.

6. Опыт последних лет, в том числе ход реализации  решений, принятых в рамках G20, подсказывает необходимость пересмотра и обновления целевых индикаторов по долгу и сокращению бюджетных дефицитов. Страны должны отчитываться по выполнению принятых обязательств.

7. Из заявленных к рассмотрению в рамках сессии вопросов не рассматривались, так как были названы участниками менее важными, вопросы, связанные с реализацией стратегий выхода (денежных властей) и внешних дисбалансов.

Презентации участников встречи Think 20:

Euro area policy options to combat the debt crisis. Christian Dreger, DIW Berlin

Strategies for Reinvigorating Global Economic Growth. Rajat Kathuria, Director & Chief Executive, ICRIER, New Delhi

Reinvigorating Economic Growth: Some Comments. Sungmin Kim, Graduate School of Finance and Accounting, KAIST

Reinvigorating Economic Growth: Focus on Europe. Zsolt Darvas, Bruegel, Corvinus University, IE HAS

 

На второй сессии «Торговля и прямые иностранные инвестиции: инструменты восстановления роста и придания дополнительного импульса для экономической конвергенции» дискуссия пошла по двум основным направлениям: общие тренды и проблемы системы международной торговли и специальные меры, которые страны G20 могут предпринять для дальнейшей либерализации торговли.

В рамках обсуждения основных трендов и проблем были высказаны следующие идеи:

1. Противодействие распространению протекционизма и способствование либерализации торговли являются наиболее важными условиями для активизации роста экономик и занятости в мире и продвижения к устойчивому развитию.

2. Либерализация торговли - это не «добавка» к повестке G20, а важнейшая составляющая быстрого, устойчивого и сбалансированного роста.

3. Глобальные цепочки формирования добавленной стоимости изменяют сложившиеся модели торговли, включающие развитые и развивающиеся страны, включение развивающихся стран в такие цепочки - ключевой аспект содействия развитию.

4. Становление глобальных цепочек добавленной стоимости связано с решением вопросов «пограничных» и «внутри граничных» барьеров. Глубокое понимание глобальных цепочек добавленной стоимости изменяет наше представление о величине глобальных дисбалансов. Глобальные цепочки добавленной стоимости формируются при активном участии ТНК и с привлечением ПИИ. Развивающиеся экономики должны заботиться о своей привлекательности для ПИИ. В современном мире основная часть добавленной стоимости создается в секторе услуг, что подчеркивает важность прогресса в либерализации сектора торговли услугами.

5. Широкое понимание важности глобальных цепочек добавленной стоимости может изменить отношение к либерализации торговли со стороны общества и политиков, в частности изменить представление, что «экспорт - это хорошо, а импорт - плохо». Деполитизация торговой политики - вот важнейший вызов, ответ на который требует просвещение общества в отношении выгод от торговли.

6. Протекционистское давление растет, в том числе в странах G20, в которых принимаются серы нетарифной защиты, не подпадающие под регулирование ВТО. Это подрывает доверие к G20, как и призывы глав государств в отношении завершения Дохийского раунда. Странам G20 необходимо сделать значимые и практические шаги по дальнейшей либерализации, восстановления доверия среди развивающихся стран.

7. Поскольку Дохийский раунда пока «мёртв», необходимо принимать во внимание выгоды от политики ВТО, направленной на достижение полной открытости рынков. Политика ВТО по-прежнему является мерилом мер национальной торговой политики.

8. Проблемы, связанные с завершением Дохийского раунда, привели к повышению внимания к ограниченным и региональным подходам к либерализации торговли. Важно, чтобы эти подходы были взаимоувязаны и не подрывали многостороннюю систему торговли. Развивающиеся страны озабочены тем, что они могут быть исключены из таких соглашений.

9. Меры по противодействию климатическим изменениям могут также влиять на международные правила торговли.

Следующие меры стран G20 могут способствовать дальнейшей либерализации торговли и восстановлению взаимного доверия:

1. Расширение недавних соглашений в рамках АТЭС по устранению барьеров в торговле товарами, не наносящими вред окружающей среде, на все страны G20.

2. Понимание и защита выгод односторонней либерализации. Демонстрация того, что ценности либерализации являются драйвером роста производительности труда и создания рабочих мест.

3. Соглашение о ликвидации всех «необязательных» тарифов.

4. Все страны G20 согласны с устранением барьеров для импорта из менее развитых стран.

5. Построение независимой и гармонизированной базы данных для оценки нетарифных барьеров (с привлечением UNCTAD и Мирбанка).

6. Обсуждение и анализ лучших способов оценки влияния протекционистских мер.

7. Продвижение многосторонних подходов к либерализации торговли и в областях, подпадающих по рамки Дохийского раунда (например, содействие торговле). Обязательство обеспечить заключение региональных или широких торговых соглашений соответствует многосторонней торговой системе.

8. Повышение значимости независимых оценок торговой политики стран G20.

9. Обязательство по повышению возможностей развивающихся экономик в части включения в глобальные цепочки добавленной стоимости.

Презентации участников встречи Think 20:

Economic Crisis and Trade Policy: the G20's role. Ivan Oliveira, Institute of Applied Economic Research

The shifting geography of global value chains: implications for trade policy. Peter Draper, vice-chair and Senior Research Fellow South African Institute of International Affairs

G20: Need for an inclusive growth agenda. Sarp Kalkan

Trade Liberalization for Global Growth: Agenda for WTO and G20. Yong WANG, Director, Center for International Political Economy Research Peking University, PRC

 

В рамках третьей сессии встречи Think 20 «Обеспечение устойчивого развития: поиск надёжных источников для достижения общих целей роста мировой экономики» участники пришли к следующим выводам:

1. Развитие должно оставаться важной частью повестки G20 на основе принципов Сеульского консенсуса по развитию (Seoul Development Consensus, SDC).

2. На саммите лидеров стран G20 должно быть поддержано требование по достижению Целей развития тысячелетия (Millennium Development goals, MDGs) к 2015 году и обозначены основные контуры последующих решений, опирающиеся на принципы SDC и приоритеты G20 в отношении «зелёного роста» и занятости.

3. Поскольку важна именно реализация решений, страны G20 должны осуществлять принятые решения, улучшая механизмы реализации решений с участием как правительств стран-участниц, так и партнёрских международных организаций.

4. Особенно важно выполнение решений Питтсбургского саммита по определению неэффективных энергетических субсидий в среднесрочной перспективе, что, в том числе, позволит достичь прогресса в плане фискальной консолидации, контроля за климатическими изменениями, противодействия коррупции, снижения экономического неравенства и повышения прозрачности.

5. Страны G20 должны продолжать политику обеспечения продовольственной безопасности, заботясь также о противодействии распространению болезней, связанных с перееданием. Такая политика также будет способствовать развитию человеческого капитала, производительности и фискальной консолидации (благодаря контролю над растущими расходами на здравоохранение).

6. Страны G20 должны использовать потенциал многосторонних инвестиционных соглашений среди развитых и развивающихся экономик как источник нового роста, имеющего встроенные экологические и социальные защитные механизмы.

7. Энергоэффективность, «чистая» энергетика и снижение энергетической бедности должны быть главной целью инфраструктурного развития и распространения знаний во всех экономиках, независимо от их уровня развития.

8. Страны G20 должны принимать во внимание особые потребности особо уязвимых и находящихся в состоянии конфликта государств, опираясь на результаты деятельности рабочей группы по поддержке «Нового курса для уязвимых государств» (New Deal for Engagement in Fragile States), принятого на четвертом Форум на высшем уровне по эффективности помощи в Пусане в конце 2011 года.

9. Страны G20 должны запустить работу по обобщению кейсов «историй успеха» и продвижению «победных идей», в том числе по вопросам развития, и на их основе строить работу форума и демонстрировать его эффективность для общества.

Таким образом, основными итогами встречи Think 20 стали:

- Прозрачный и всеобъемлющий взгляд на вызовы современного мира.
- Выдвижение инновационных и конкурентоспособных идей по наращиванию всеобщего экономического роста.
- Дальнейшее сотрудничество с правительствами в сфере мониторинга состояния текущей экономической среды и того, насколько успешно правительства стран G20 исполняют взятые на себя обязательства.

Выбранный формат встречи, характер и результаты прошедшей дискуссии получили высокую оценку со стороны её участников и гостей из всех стран «Группы двадцати» и приглашенных российских и зарубежных наблюдателей. Были высказаны предложения по продолжению работы по обсуждаемым вопросам в рамках формата Think 20 и о возможном проведении в течение года председательства России ещё одной подобной встречи.

Основные выводы и рекомендации по итогам встречи Think 20 были представлены на встрече шерп 12 декабря 2012 года и переданы российскому шерпе в «Группе двадцати» Ксении Юдаевой.

Презентации участников встречи Think 20:

"The economic impact of migration liberalisation: evidence and issues", Anna Rosso, Cinzia Rienzo and Jonathan Portes, December 2012

"Note for the Moscow THINK 20 on Ideas for the Russian Presidency of the 2013 G20", Colin Bradford, Centre for International Governance Innovation (CIGI) in Waterloo, Canada and The Brookings Institution, Washington, D.C., USA

"Reinvigorating economic growth: Macroeconomic issues and fiscal sustainability", Jorge Gaggero (CEFID-AR, Buenos Aires, Argentina) with the collaboration of Fabián Amico and Romina Kupelian

"Fostering Growth through Budget Transparency, Accountability and Participation", Rocio Moreno Lopez and Warren Krafchik

"The long-term growth scenario and the G20 Development Agenda", Federico Bonaglia, OECD Development Centre