eng / рус

Новости

Версия для печати
  • Встреча экспертов мировых исследовательских центров Think 20

Состоялась встреча экспертов мировых исследовательских центров Think 20

11 декабря 2012 года в Москве в рамках председательства России в «Группе двадцати» прошла встреча Think 20, в ходе которой представители ведущих мировых исследовательских центров обменялись мнениями по наиболее важным вопросам мировой экономической повестки.

Ксения Юдаева, российский шерпа в «Группе двадцати», во вступительном слове подчеркнула важную роль исследовательских институтов в поддержании контакта между экспертным сообществом и правительственными кругами для обмена мнениями о том, как сделать работу G20 более эффективной, какие вопросы наиболее важны сегодня и каковы наиболее значимые вопросы для будущей работы «двадцатки». 

Она также отметила, что тема встречи - «Содействие экономическому росту и устойчивому развитию» -  соответствует основным задачам, которые ставит перед собой «Двадцатка» с момента своего создания - изучение основных причин кризиса и разработка механизмов выхода из него.

Кроме того, Ксения Юдаева сообщила, что некоторые идеи, предложенные экспертами в рамках встречи Think 20, будут включены в повестку встречи шерп 12 декабря. Она также рассказала делегатам об основных направлениях и приоритетах председательства России.

Заместитель Министра финансов России Сергей Сторчак отметил, что в год председательства России работа по финансовому треку будет строиться на основе традиционной повестки «двадцатки», продолжая рассмотрение вопросов, поднятых в рамках предыдущих председательств, а также сообщил, что первая встреча министров финансов «Группы двадцати» состоится в Москве 15-16 февраля 2013 года.

Основные итоги встречи Think 20 будут представлены в ходе конференции «Содействие экономическому росту и устойчивому развитию», которая состоится в Москве 13 декабря 2012 года.

* * *

Вступительное слово российского шерпы в «Группе двадцати» Ксении Юдаевой:

Уважаемые дамы и господа, позвольте мне поприветствовать вас всех в Москве!

Как руководитель экспертного управления Президента Российской Федерации, я горячо поддерживаю инициативу Мексики по проведению встречи мировых экспертных центров Think 20. Я твёрдо верю в аналитические центры, в их творческий подход и в их новый взгляд на официальный государственный процесс. Надеюсь, что результатом нашей сегодняшней встречи станут новые идеи о том, как сделать «Группу двадцати» более эффективной и решить основные проблемы, с которыми сталкивается мировая экономика и которые «двадцатка» призвана решать - сегодня и в будущем.

Разрешите мне представить сопредседателей встречи. Это Владимир Мау (ректор Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации), Андрес Розенталь, директор консалтинговой компании Rozental & Asociados, а также Майк Каллаган из Института Лоуи по международной политике - института, который вносит большой вклад как в повестку дня «Группы двадцати», так и в процесс встреч мировых экспертных центров Think 20. Хотела бы также поприветствовать Сергея Гуриева из Российской экономической школы и Джона Киртона, соруководителя и основателя Исследовательской группы G20 в университете Торонто, которые будут председательствовать на сессиях.

Темой нашей сегодняшней встречи является «Содействие экономическому росту и устойчивому развитию», и все мы знаем, что именно для достижения этих целей была создана «Группа двадцати». В основе повестки дня «двадцатки» лежит цель остановить кризис, когда он имеет место, а также предложить эффективный механизм для поддержания роста и предотвращения кризисов в будущем.

Дискуссия сегодня будет вестись в рамках трёх сессий, которые отражают основные области повестки дня «Группы двадцати». Первая - это укрепление экономического роста: проблемы макроэкономики и бюджетная устойчивость. Вторая - торговля и прямые иностранные инвестиции: инструменты восстановления роста и придания дополнительного импульса для экономической конвергенции. И третья - обеспечение устойчивого развития: поиск надежных источников для достижения общих целей роста мировой экономики. Эти области охватывают повестку дня «Группы двадцати», которая всегда включает в себя темы, связанные с экономическим ростом, торговлей и развитием.

Сегодня у нас проходит встреча мировых экспертных центров Think 20,  завтра повестка дня будет формироваться в рамках встречи гражданского сообщества Civil 20 и встречи делового сообщества Business 20. Идея российского председательства заключается в том, чтобы активно использовать консультации с не входящими в форум сторонами («аутрич») как источник новых идей и способ сотрудничества между органами власти, бизнесом, экспертно-аналитическими центрами, гражданским обществом и другими группами и сообществами.

Одна из новаций, которую мы представляем в этом году, заключается в том, что завтра, во время встречи шерп, председатели сессий встречи Think 20 представят шерпам несколько идей из числа тех, что мы будем обсуждать сегодня.

«Группу двадцати» часто критикуют за то, что, несмотря на организацию мероприятий формата «аутрич» с участием бизнеса, гражданского общества и экспертно-аналитических групп, предлагаемые в рамках данных мероприятий идеи в дальнейшем не используются в официальной повестке дня «двадцатки». Мы хотели бы это изменить и представляем новый подход - ваши идеи будут доведены до сведения шерп и будут использоваться ими в их собственном обсуждении, а также в повестке дня лидеров «Группы двадцати».

Теперь позвольте мне сказать несколько слов о трёх целях российского председательства. Мы решили не вводить новых пунктов в повестку дня и сконцентрироваться на традиционном для «двадцатки» плане действий: поддержке устойчивого, уверенного и сбалансированного роста и создании новых рабочих мест по всему миру. И мы хотели бы обеспечить целостность, преемственность и непрерывность диалога по всем существующим вопросам, чтобы способствовать дальнейшему продвижению в области исполнения взятых на себя странами обязательств и достигнутых договорённостей. Что же касается новых идей, которые мы хотели бы предложить, мы будем стремиться включить их в существующую повестку дня, а не создавать новую.

Россия уверена, что дискуссии по всем взаимосвязанным вопросам повестки дня «Группы двадцати» должны быть организованы вокруг трёх доминирующих приоритетов, нацеленных на запуск нового цикла экономического роста. Нашими приоритетами являются: инвестиции - для роста экономики и создания рабочих мест; укрепление доверия и транспарентности - для роста экономики; а также эффективное регулирование - для роста экономики. Все три приоритета, как вы заметили, делают акцент на экономическом росте и станут той призмой, через которую мы будем смотреть на традиционные области повестки дня «Группы двадцати». Разрешите мне кратко напомнить вам об этих областях: это реализация Рамочного соглашения по обеспечению уверенного, устойчивого и сбалансированного роста; обеспечение занятости; реформирование международной валютно-финансовой системы; реформа финансового регулирования и надзора; устойчивое развитие глобальных энергетических рынков; содействие международному развитию; укрепление многосторонней торговли и противодействие коррупции.

Чтобы поддержать фокус российского председательства на ускорение экономического роста и создание новых рабочих мест, будут представлены две новые темы. Это финансирование инвестиций как основа экономического роста и создания рабочих мест и модернизация национальных систем государственных заимствований и управления суверенным долгом. В год нашего председательства мы стремимся продвигать прагматичный и ориентированный на результат подход, который подразумевает модернизацию и рационализацию рабочих форматов двух треков - шерп и министров финансов - и в рамках встреч соответствующих рабочих групп.

Ещё одна новация, которую мы планируем представить, это совместная встреча министров финансов и министров труда. Мы проведём обширный обмен мнениями с не входящими в форум сторонами с участием экспертных центров, гражданского общества, бизнеса, молодёжных организаций, профсоюзов и так далее. Мы также хотели бы провести обширные консультации с другими странами и группами стран.

Позвольте мне на этом остановиться, ещё раз приветствовать вас в Москве и пожелать вам интересной, энергичной и достойной дискуссии. Я уверена, что она также будет значимой для встречи шерп «Группы двадцати», которая состоится в Москве завтра.

* * *

Выступление заместителя Министра финансов Российской Федерации Сергея Сторчака:

Я бы хотел сказать что мы, то есть те, кто отвечает за финансовый трек российского председательства в «Группе двадцати», будем придерживаться консервативной установки. Мы не собираемся расширять круг людей, которые будут принимать участие в наших обсуждениях - клуб остаётся закрытым. Так что, пожалуйста, ориентируйтесь на широкий подход Ксении, в котором объединены несколько треков - Think 20, Youth 20, Business 20, и другие; всё это серьёзные направления. Мы же с этой точки зрения будем весьма консервативны.

Первая встреча министров финансов состоится в середине февраля в Москве. В данный момент мы разрабатываем её повестку дня, и я не могу сказать, что она будет в высшей степени инновационной. Наверное, нам лучше придерживаться традиций клуба, памятуя о том, что нам предстоит обсуждать риски и угрозы мировой экономике и финансовым рынкам. Эти риски не следует обсуждать в широком смысле, приводя обширные ссылки на общие тенденции, темпы роста, темпы регулирования, темпы прироста кредитования, средние уровни сделок, и так далее - мы предпочли бы сосредоточиться на конкретных рисках.

Мы были бы очень благодарны, если бы на наших сегодняшней и завтрашней встречах представители исследовательских центров и делового сообщества сосредоточились на рисках, которые угрожают нам всем и в особенности деловому сообществу. Не только я, но и все присутствующие здесь коллеги из Министерства финансов России будем полностью в вашем распоряжении и с большим вниманием и готовностью выслушаем вашу интерпретацию нынешних событий, попытаемся понять, как вы воспринимаете существующие реальные препятствия на пути создания рабочих мест и ускорения экономического роста.

Мы начнём с того, что скорректируем обязательства «Группы двадцати» по Рамочному соглашению по обеспечению уверенного, устойчивого и сбалансированного роста. Принятие в Питтсбурге рамочного документа об обязательствах ведущих мировых экономик ознаменовало собой большой шаг вперёд, впоследствии он получил развитие в Торонто и на других встречах наших лидеров. Мы понимаем, что вначале всё было хорошо, но теперь мы являемся свидетелями очень деликатной ситуации, когда обязательства и реальные политические действия не совпадают. Необходимо что-то предпринимать, и с этой точки зрения мы намерены очень энергично подталкивать ведущие экономики к выполнению взятых на себя обязательств, особенно в том, что касается выполнения обещаний относительно бюджетного дефицита и долговых коэффициентов.

Вторым главным направлением финансового трека будет финансовое регулирование и надзор. С моей точки зрения, в области финансового регулирования «Группа двадцати» добилась наибольшего успеха и весьма впечатляющих результатов, о чём говорит множество признаков. Например, методология под названием «Слишком большой, чтобы обанкротиться», в рамках которой отобрано 29 мировых банков, над деятельностью которых устанавливается более пристальное наблюдение для отслеживания маршрутов недавнего кризиса, плюс соглашение «Базель-III», плюс соглашение по производным финансовым инструментам во внебиржевом обороте.

Едва ли кто будет спорить с тем, что нам удалось реформировать Совет по финансовой стабильности, и скоро состоится инаугурация этого клуба в качестве новой международной организации.

Для России исполнение этой всеобъемлющей программы финансового регулирования будет означать очень многое и по очень простой причине. То, что сейчас обсуждается, и то, что внедряется, рассчитано, в основном, на развитые экономики. У России же экономика развивающаяся, но всё равно как страна, председательствующая в «Группе двадцати», мы обязаны держать руку на пульсе данного направления и при необходимости придавать стимул обсуждениям. Мы намерены делать это на протяжении всего будущего года.

А сейчас два слова о российских предложениях по разрабатываемой повестке дня. Одно предложение - о финансировании инвестиций. Поначалу речь шла просто об инвестиционном финансировании, но наши друзья из Австралии подсказали, что надо изменить формулировку названия, чтобы было понятно и тем, кто непосредственно в такой деятельности не участвует. Таким образом, финансирование инвестиций означает выбор правильного источника инвестиций, правильного источника финансирования долгосрочных капиталовложений, если рассматривать этот вопрос в более широком контексте. Нам очень хочется понять, какие следует предпринимать политические меры, чтобы стимулировать переключение с одного источника инвестиций на другой.

В течение десятилетий главным источником финансирования экономической деятельности были банковские кредиты, и в настоящее время мы почти повсеместно сталкиваемся с чрезмерным привлечением средств в сферу инвестиций. Что следует использовать в качестве замены банковских ссуд? На этот вопрос необходимо найти правильный ответ: будет ли это рынок акций, более широкое вовлечение многосторонних банков, или опять государственное финансирование. Необходимо сделать правильный выбор, согласующийся с экономической конъюнктурой.

Теперь несколько слов о долговой проблеме, а именно, об управлении государственным долгом, или, как это сформулировала Ксения, - о государственном заимствовании и приемлемом уровне госдолга. Как вы знаете, мы уже несколько лет живём в ситуации, когда СМИ что ни день сообщают о долговых проблемах то в одной стране, то в другой, но «Группа двадцати» воздерживается от обсуждения долговых проблем разного масштаба. На данном этапе мы можем обсуждать либо наилучшие способы реструктуризации долга, либо будущее суверенного заимствования и приемлемый уровень госдолга. Мы бы предпочли поговорить о будущем, не оглядываясь назад и не пытаясь найти решение проблемы реструктуризации долга, не пытаясь учредить официальный механизм его реструктуризации. Из этой инициативы ничего не вышло, и мы знаем почему. Что бы вы ни предложили - какой-нибудь официальный подход к проблеме реструктуризации, - в итоге всё сведётся к переговорам между государством-должником и его кредиторами. Поэтому мы придерживаемся такой линии: мы думаем о будущем и пытаемся определить, что можно сделать в рамках суверенных обязательств, чтобы соблюдать ряд согласованных передовых правил во имя аккуратного, скажем так, поведения на мировых финансовых рынках.

Это важно всем нам, всем участникам глобальной экономики, всем крупным державам, как заёмщикам, так и инвесторам. Всё время, пока мы заимствуем, продаём наши облигации инвесторам или покупаем их у инвесторов, или вкладываем средства в облигации, выпущенные другими государствами или корпорациями, и когда, например, необходимо управлять нашими резервными фондами.

Вот общая концепция вопросов для рассмотрения на предстоящий год в рамках финансового трека. Я предпочёл бы услышать в ходе дискуссий надлежащую критику на предмет того, правилен ли такой подход, в частности, можем ли мы действительно провести границу между рынком акций в качестве источника финансирования и долговым рынком, или же следует стимулировать и тот, и другой, или их реформировать. Спасибо за внимание!

Мультимедиа