eng / рус

Новости

Версия для печати
  • Пресс-брифинг участников конференции «Содействие экономическому росту и устойчивому развитию»

Пресс-конференция Ксении Юдаевой и Сергея Сторчака

Стенограмма пресс-конференции российского шерпы в «Группе двадцати» Ксении Юдаевой и заместителя Министра финансов Российской Федерации Сергея Сторчака по итогам конференции «Содействие экономическому росту и устойчивому развитию», посвящённой приоритетам российского председательства в «Группе двадцати».

* * *

Ксения Юдаева: Дорогие друзья, я рада вас приветствовать на нашей конференции! Наверно уже все вступительные слова были сказаны, поэтому, пожалуйста, ваши вопросы.

Вопрос: Расскажите, пожалуйста, как вы будете учитывать интересы и будете ли вы приглашать на конференции в рамках председательства коллег по СНГ? Спасибо.

Ксения Юдаева: Я думаю, что новость про приглашение коллег по СНГ вы узнаете в ближайшем будущем. Что касается более широкого взаимодействия со странами СНГ, то, как и с другими странами, у нас будет очень активная «аутрич»-программа, в ходе которой мы будем взаимодействовать не только в рамках приглашения, а и во время поездок, дискуссий и прочих вопросов.

Сергей Сторчак: Вы хорошо знаете, что в формате «двадцатки» проблема финансового регулирования, реформа финансового регулирования играет одну из ключевых ролей, и что ответственным за эту роль является Совет по финансовой стабильности.

Завтра в Москве пройдёт очередное заседание региональной группы Совета по финансовой стабильности по странам СНГ - наши коллеги, заместители министров финансов и заместители управляющих центральными банками приезжают к нам. Мы будем рассматривать с ними последние наработки Совета по финансовой стабильности и, соответственно, расскажем им о нашей повестке дня в сфере финансового регулирования и будем иметь возможность получить их информацию, их пожелания: что бы они видели в качестве интересных для них тем процесса «Группы двадцати».

Вопрос: Я бы хотела уточнить насчёт повестки, которая будет рассматриваться в России во время председательства в «Группе двадцати». Скажите, будет ли подниматься такой вопрос, как регулирование ценообразования на нефть и насколько важным он представляется для вас в свете волатильности, которая происходит на товарных рынках? Спасибо.

Ксения Юдаева: Мне кажется, что регулирование ценообразования на нефть происходит на рыночных условиях и в такой постановке вопрос, конечно, рассматриваться не будет. Мы будем более широко рассматривать вопросы энергетического регулирования на других рынках и его эффективности с точки зрения инвестиций.

Сергей Сторчак: Я могу немного добавить. В этой части продолжается работа «Группы двадцати» в сфере регулирования производных финансовых инструментов, особенно внебиржевого сегмента. В этой части «двадцатка» не завершила мероприятия, связанные с оценкой влияния рынка производных инструментов, связанного с конъюнктурой на сырьевых рынках, на общий тренд или на общую волатильность. Работа продолжается, и соответствующие меры регулятивного воздействия готовятся. Цель одна - уменьшить волатильность, но никак не регулировать цены.

Вопрос: Агентство Reuters. У меня такой вопрос: будет ли обсуждаться тема конкурентной девальвации на встрече министров финансов в феврале? Вы говорили об этом вчера, эта тема была поднята в пятницу в США.

Сергей Сторчак: Последние два года эта тема в таком виде, как вы задаёте вопрос, не обсуждалась, поскольку министры и управляющие центральными банками не считают, что кто-то из участников «двадцатки» сознательно манипулирует валютными курсами для того, чтобы стимулировать национальный экспорт. Мы очень рассчитываем, что и в феврале в ходе нашей первой встречи эта тема не будет являться ключевой для обсуждения, но, в случае если потребуется, конечно, мы эту тему включим в повестку дня. Но я думаю, что главную роль будут играть управляющие центральными банками, которые встретятся не раз до нашей встречи в рамках, например, Совета по финансовой стабильности или Базельского комитета по надзору.

Вопрос: Расскажите, пожалуйста, подробнее о приоритетах российского председательства в «Группе двадцати».

Ксения Юдаева: Основные приоритеты России в «Группе двадцати» следующие. Прежде всего тема экономического роста, которая является основной и ключевой для всего председательства. Мы считаем, что глобальная экономика сейчас, пусть не находится в рецессии, но находится в ситуации стагнации, и необходимы специальные меры для того, чтобы её вывести в состояние более высоких темпов сбалансированного роста. Поэтому первый приоритет - это инвестиции для роста экономики и обеспечения занятости. Второй приоритет - это доверие и транспарентность также для роста экономики. Третий приоритет - это эффективное регулирование опять же для роста экономики. Мы считаем, что все эти компоненты - инвестиции и создание рабочих мест в реальном секторе, транспарентность или прозрачность, доверие на финансовых рынках и эффективное регулирование на всех рынках, прежде всего, конечно, на финансовых, но также и энергетических, может быть, на рынке труда - все эти три компонента необходимы для того, чтобы дать импульс в реструктуризации глобальной экономики и импульс экономическому росту, чтобы, наконец-то, выйти из той ситуации, которую мы продолжаем называть кризисной.

Вопрос: Телеканал Press TV. У меня два вопроса. Один вопрос Ксении Юдаевой: расскажите, пожалуйста, насколько сложно или легко было России получить председательство в «Группе двадцати» и какой вообще был процесс? И вопрос Сергею Сторчаку: как вы считаете, какие инновации или какие новшества в председательстве России в этом году?

Ксения Юдаева: Должна честно сказать, я являюсь шерпой достаточно недавно, поэтому в вопросах получения председательства Россией не участвовала - мне сразу поставили задачу его организовать. Но, тем не менее, мы видим, что российское председательство поддержано всеми партнёрами достаточно активно.

У всех, конечно же, был очень большой интерес, потому что Россия - это первая страна, не являющаяся страной ОЭСР, которая является председателем. И поэтому был очень большой интерес, как страна-не член ОЭСР сможет организовать председательство. И вчера я уже от многих своих партнёров слышала слова удовлетворения. Они сказали, что мы очень хорошо начали, что Россия очень хорошо подготовилась уже к первым встречам, Россия проявила инициативу и организовала работу во всех сообществах. Как раз сегодня мы обсуждаем, что уже прошли первые встречи всех сообществ. Всё это всеми партнёрами поддерживается. У нас хороший старт, партнёры довольны и мы очень надеемся, что мы сможем держать эту планку в течение всего года.

Сергей Сторчак: Я могу добавить по первому вопросу лишь то, что выбор России стал достаточно сложным политическим компромиссом. Любой член «двадцатки» готов взяться за председательство, понимая насколько это важно для продвижения национальных интересов. Председатель формирует повестку дня на целый год, фактически возглавляя процесс, который называется Global Governance. Отсюда вытекает стремление руководителей, лидеров стран возглавить этот процесс. Нам это удалось в результате переговоров, которые состоялись в Каннах не так давно.

Что касается новых подходов к организации процесса «Группы двадцати». Я думаю, процесс министров финансов был и будет, определённо, иметь характеристики консервативности, на то это и министры финансов, тем не менее, некоторые новые вещи мы предлагаем.

Одна из них - не дублировать повестки дня каждой встречи министров и управляющих центральных банков. К сожалению, ситуация возникала именно такой, как я её назвал: каждая встреча имела примерно один и тот же набор тем: чаще всего пять, иногда четыре, иногда шесть. Мы будем стремиться к тому, чтобы темы повестки дня обсуждать после определённых периодов проработки в рабочих группах или различных форумах. Поэтому повестка дня первой встречи министров в феврале не будет дублировать повестку дня в Вашингтоне в апреле или наоборот. Это первый подход. Посмотрим, что из этого получится.

Второй подход. Мы решили чуть-чуть отойти от выбора достаточно нейтральных тем для обсуждения - они присутствовали на этапе преодоления самой острой фазы кризиса. Темы стали стандартны: положение на финансовых рынках, перспективы экономического роста. Мы решили попробовать обсудить, профессионально обсудить, без политизации, тему суверенных заимствований, управлений суверенным долгом. Тема, которая висит в воздухе и которую «Группа двадцати» аккуратно предпочитала не обсуждать, отдавая всё на площадку Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка (ВБ).

Вопрос: Банки.ру. Вопрос Сергею Анатольевичу. В своём вчерашнем Послании к Федеральному собранию Президент Российской Федерации Владимир Путин дал поручение Центральному банку привлекать долгосрочные ресурсы. Как вы считаете, каким образом может регулятор справиться с такой нетипичной для него задачей?

Сергей Сторчак: Я так понимаю, что речь идёт не о привлечении долгосрочных ресурсов, а о предоставлении в экономику долгосрочных ресурсов. То, что удалось сделать Федеральной резервной системе, к чему стремится Европейский центральный банк - долгосрочные инструменты, которые были запущены в оборот - это трёхлетние кредиты. В современных условиях действительно за три года многие проекты можно профинансировать и запустить «под ключ». Дискуссию с Центральным банком Минфин по этому поводу не вёл. Поэтому могу только предположить, что Сергей Михайлович Игнатьев попытается сначала внутри «двадцатки» обсудить с коллегами, как это происходит в США и Евросоюзе. Больше по этому вопросу мне что-то сказать сложно.

Вопрос: Обсуждали ли вы вчера тему списка стран-наблюдателей, которые будут приглашены на саммит, и когда мы можем ожидать окончательного списка таких стран?

Ксения Юдаева: Вы знаете, что существуют определённые правила приглашения стран на саммит. Мы действительно обсудили, что Россия будет выполнять эти правила. Я думаю, что до конца уже этого года, либо в самом начале следующего все приглашения будут направлены и это будет публично объявлено. Мы планируем уже на следующую встречу шерп в марте пригласить шерп стран-участников.

Сергей Сторчак: Я хочу добавить, что мы максимально воспользуемся теми правами, которые есть у председателя приглашать на процесс саммитов или на процесс шерп одних участников, а на процесс министров финансов мы имеем возможность пригласить несколько других участников. В этом смысле неписанные правила, которые существуют в «Группе двадцати», позволяют проявлять определённую гибкость.

Ксения Юдаева: Я также хочу добавить, что мы обговорили возможность в некоторые рабочие группы приглашать также другие страны, в которых достаточно хорошие специалисты по этому вопросу, для того чтобы улучшить качество работы групп. Но в принципе, конечно, со всеми третьими странами мы будем работать через формат «аутрич», через приглашения в рабочий процесс.

Ксения Юдаева: Если вопросов больше нет. Тогда спасибо всем большое.

Сергей Сторчак: Спасибо.