eng / рус

Новости

Версия для печати
  • Российский шерпа Ксения Юдаева

Ксения Юдаева: Россия выбрала правильные приоритеты председательства в G20

Начальник Экспертного управления Президента Российской Федерации и российский шерпа в «Группе двадцати» Ксения Юдаева рассказала журналистам об итогах третьей встречи шерп, состоявшейся в Санкт-Петербурге 11-12 мая.

* * *

Вопрос: В Санкт-Петербурге завершилась встреча шерп «Группы двадцати». В этом году Российская Федерация председательствует в G20. Что конкретно вы обсуждали с шерпами из других стран, какие темы стали главными для обсуждения?

Ксения Юдаева: Целый набор тем. Начну с того, что мы обсуждали ситуацию в глобальной экономике, последние тренды. Начали думать о том, с какими сообщениями выходить на саммит, что предложить лидерам, и пришли к выводу, что ситуация в экономике меняется достаточно быстро и пока ещё рано говорить о конкретных моментах.

Тем не менее, общие выводы можно сформулировать так: проблема экономического роста остаётся очень серьёзной. В целом, рост глобальной экономики низкий и разбалансированный - то есть мы видим регионы и страны, которые очевидно проваливаются по данному показателю, и, соответственно, им нужна политика по поддержанию экономического роста и по созданию рабочих мест.

Продолжаются дебаты относительно того, что сейчас важнее - поддержание роста, поддержание спроса или фискальная консолидация. Но мне кажется, что понемногу баланс сдвигается в направлении проблемы роста: она очень важна в краткосрочном периоде, и на ней нужно концентрироваться. Хотя мы понимаем, что есть страны, для которых фискальные вопросы очень важны уже сейчас, поскольку они лишены доступа к рынку. Поэтому когда мы смотрим на среднесрочную перспективу, нужно говорить о совместной политике, направленной и на рост, и на фискальную стабильность.

Отдельно обсуждали новые явления, которые возникли в финансовом секторе. Первое - это то, о чём уже говорили некоторое время: финансовая деглобализация. Второе - это тема, которая особенно активно обсуждается последние несколько дней, - что финансовый рынок всё ещё стоит перед рисками формирования «пузырей», при этом финансовые ресурсы часто не направляются на инвестиции, особенно долгосрочные. И, соответственно, нужно продумывать тематику реформ, в том числе и с точки зрения того, как заставить механизмы денежной трансмиссии работать, чтобы деньги шли на инвестиции, а не на формирование «пузырей». Здесь пока больше вопросов, чем ответов, но, в известном смысле, это задание от шерп финансовому треку - более детально проработать всю эту проблематику.

Второй момент: как я уже сказала, активно обсуждалась тема рабочих мест, поскольку летом будет встреча министров финансов и министров труда. Обсуждали вопросы подготовки к этой встрече, основные решения, которые могут быть приняты. Очень много внимания уделялось также балансированию макроэкономической политики на поддержание спроса, её влиянию на рынок труда, плюс специфические вопросы именно работы рынка труда. И здесь можно говорить о поиске правильного баланса между совершенствованием предложения на рынке труда, прежде всего работы по повышению уровня квалификации и образования рабочей силы, особенно молодёжи, по созданию правильных институтов поддержки молодёжной занятости и гибкостью самих институтов рынка труда. Мы видим сейчас в глобальной экономике, что в тех странах, где рынок труда более гибкий, проблемы безработицы менее актуальны. Но, с другой стороны, развитие будет невозможно без работы над квалификацией рабочей силы, над повышением производительности труда, и это та проблема, которой надо будет уделять особое внимание.

Наконец, активно обсуждался вопросы многосторонней торговли, мониторинга протекционистских мер и продления обязательств, которые взяли на себя страны «двадцатки» относительно того, чтобы не вводить новые протекционистские меры, и самое главное - как поддержать переговорный процесс в рамках ВТО. Безусловно, сейчас мы находимся в критической ситуации, и доверие к международной торговой системе падает, поскольку в переговорах нет прогресса. Поэтому одна из центральных задач этого года - добиться определённого продвижения на этих переговорах.

Но в целом должна сказать, что чем дольше идёт подготовка саммита, тем больше мы видим сигналов того, что Россия выбрала правильные приоритеты, потому что экономический рост - действительно тема года, которая всё время обсуждается, и, соответственно, главная наша задача - это выработка политики по поддержанию экономического роста.

Вопрос: У каждой страны своё видение экономических проблем, своё видение ситуации в мире. Были ли какие-то специфические темы, на которые обращали внимание шерпы из других стран?

Ксения Юдаева: Темы я вам назвала, другое дело, что позиции конкретных стран в рамках этих тем отличаются. Скажем, с точки зрения экономического роста, позиция Соединённых Штатов заключается в поддержке спроса. Европейские страны и, очевидно, Германия не отрицают того, что поддержка спроса - это важно, но они говорят о проблемах фискальной стабильности как о центральных проблемах. И здесь, конечно же, правда находится посередине, поэтому очень хорошо, что мы начали искать баланс между этими двумя темами.

Многие развивающиеся страны, прежде всего Индия, активно ставят вопросы о финансировании инвестиций в инфраструктуру. Для Европы, безусловно, важны проблемы безработицы. Я бы сказала, что экономический рост низкий и разбалансированный. Из-за этой разбалансированности у разных стран разное видение того, какая проблема является центральной, но мне кажется, что есть общее осознание набора проблем и желание двигаться вперёд. Будем смотреть, как будет развиваться ситуация дальше, когда будем обсуждать конкретные меры и предложения для саммита.

Вопрос: Вы сказали, что летом Россия организует совместную встречу министров финансов и министров труда. Почему решили организовать встречу именно этих министров - из-за той же проблемы безработицы?

Ксения Юдаева: Безусловно, проблема безработицы является актуальной, и очень много разговоров о том, что частично она вызвана политикой фискальной консолидации, хотя, конечно же, реформа рынка труда также важная вещь в этом направлении. Поиск баланса между двумя стратегиями: стратегией создания рабочих мест и стратегией фискальной консолидации - это, безусловно, важный момент и, видимо, он станет ключевой темой данной дискуссии.

Вопрос: Одними из приоритетов российского председательства в «Группе двадцати» являются ускорение экономического роста и создание новых рабочих мест. Почему мы сконцентрировались именно на них?

Ксения Юдаева: Посмотрите на экономические данные: экономический рост в мире замедлился, особенно в последнее время, не говоря уже о том, что мы пятый год находимся в ситуации того, что по-русски принято называть кризисом. Это, конечно, не рецессия, но, безусловно, затяжная ситуация очень низкого роста - низкий экономический рост как новая норма.

Безусловно, это центральная тема экономической повестки - всё-таки «двадцатка» создана для того, чтобы координировать повестку и искать совместные решения проблем глобальной экономики. И мы, как все говорят, хорошо угадали, что именно будет центральными проблемами, потому что дискуссия относительно экономического роста и создания рабочих мест на последней встрече шерп была одной из наиболее жарких.

Если в прошлом году обсуждали какие-то конкретные темы, связанные с европейским долговым рынком, с отдельными странами, то сейчас это в целом именно проблема экономического роста, как говорит МВФ, проблема трёхскоростного развития.

Вопрос: Один из вопросов, который будет обсуждаться на саммите, - это проблема государственного долга. Как я понимаю, у России есть предложение, чтобы каждая страна устанавливала свою планку госдолга, свои меры. Можете поподробнее рассказать об этом?

Ксения Юдаева: Необходимость иметь какие-то показатели по госдолгу возникла в Торонто, и есть так называемые Торонтские обязательства по долгу, которые страны тогда взяли на себя. Но тогда, несколько лет назад, в Торонто было впечатление, что всё позади, кризис закончился, и нужно от политики стимулирования роста возвращаться к политике фискальной стабилизации. Сейчас понятно, что, к сожалению, экономический рост остаётся на повестке дня. И в этом смысле фискальная консолидация для многих стран, если пытаться проводить её очень быстро и прямо сейчас, может привести к снижению темпов экономического роста.

Соединённые Штаты Америки - очень хороший пример: сейчас все обсуждают американский секвестр, который приведёт к резкому сокращению американского дефицита, при этом как раз выполнение секвестра связано с выполнением Торонтских обязательств, и все ждут от Америки именно в текущем моменте более мягкой политики. Но также понятно, что при тех уровнях долга, которых достигли развитые страны, нельзя обеспечить стабильный рост без того, чтобы иметь какую-то среднесрочную стратегию контроля над долгом и дефицитом. Поэтому сейчас, конечно, сложно говорить об одинаковых обязательствах для всех стран - нужно иметь какие-то конкретные стратегии для каждой конкретной страны.

На мой взгляд, всё-таки есть понимание того, что нужно и то, и другое - политика поддержания роста и политика среднесрочной фискальной устойчивости. Но даже баланс между этими двумя задачами может быть разным для разных стран.

Видеоверсию этого интервью вы можете посмотреть здесь