eng / рус

Новости

Версия для печати
  • Пресс-конференция по итогам совместной встречи министров финансов и министров труда и занятости

Пресс-конференция по итогам совместной встречи министров финансов и министров труда и занятости

По итогам совместной встречи министров финансов и министров труда и занятости «Группы двадцати» Министр финансов Российский Федерации Антон Силуанов и Министр труда и социальной защиты Российский Федерации Максим Топилин провели пресс-конференцию.

* * *

Антон Силуанов: Добрый вечер, дамы и господа! Сегодня у нас состоялась первая совместная встреча министров финансов и министров труда по вопросам стимулирования занятости, по вопросам экономического роста.

На самом деле вопросы наших министерств во многом схожи, это было констатировано в ходе сегодняшнего заседания, - поскольку вопросы занятости, безусловно, связаны с вопросами экономической ситуации. Если мы видим рост, видим приток инвестиций, и создание новых рабочих мест - это всё увязано в одном ключе. Поэтому если мы как Министерство финансов отвечаем за условия экономического роста - это низкая инфляция, создание условий на финансовом рынке, адекватных и комфортных для инвесторов, адекватная бюджетная и налоговая политика, то, в конечном счёте, решаются и вопросы занятости. Об этом много говорили.

Говорили также о том, что необходимо усиливать роль государства в урегулировании вопросов занятости. Это и создание условий для экономического роста, и создание условий для малых предприятий, потому что именно в этом секторе функционирует и работает значительное количество работников, он наиболее мобилен и может привлекать существенные трудовые ресурсы и обеспечивать значительный вклад в экономику, в рост ВВП. Поэтому вопрос содействия развитию малого и среднего предпринимательства - это один из ключевых вопросов, который сегодня обсуждался.

Также мы говорили о том, что в целом страны «Группы двадцати» взяли на себя обязательства в рамках так называемого Рамочного соглашения о стимулировании занятости, и Россия в том числе, взяла на себя обязательства по снижению безработицы, по созданию новых, высокоэффективных рабочих мест. Поэтому те обязательства, которые страны взяли на себя в рамках Рамочного соглашения, их нужно выполнять, проводить мониторинг и следить за их выполнением.

На наш взгляд, сегодняшнее первое совместное заседание было успешным. Мы констатировали единство взглядов, подходов. У нас не было различных точек зрения, разногласий - такие обычно бывают на встречах министров финансов, но вот с министерствами труда таких разногласий в политике в области труда и занятости не было. Мы выступали все единым фронтом.

Максим Топилин: Антон Германович сказал о том, что мы обсудили вопросы взаимосвязи, роста и поддержки рынков труда. И, безусловно, для нас было очень отрадно, что во всех странах существует единое понимание того, что без активного экономического роста и без его стимулирования, без создания качественных рабочих мест невозможно достичь позитивных результатов с точки зрения занятости.

С другой стороны, вклад экономического развития в вопросы занятости нельзя рассматривать отдельно от мероприятий по поддержке рынка труда (вопросы переобучения, поддержки безработных граждан, вопросы, связанные с развитием малого бизнеса через программы самозанятости и микрокредитования безработных граждан и граждан, которые испытывают трудности на рынке труда) - эти вопросы нельзя разорвать. Чем адреснее и точнее программы занятости, тем они требуют меньшего количества дополнительных ресурсов и тем более эффективно они действуют применительно к каждому конкретному человеку.

Программы занятости все страны рассматривают как необходимый инструмент, который направлен не на то, чтобы создать временные рабочие места и в каком-то временном отрезке преодолеть сложности и дать возможность людям какое-то ограниченное время поработать, - нет. Именно когда политики занятости и меры, которые осуществляют министерства труда, достигают своей цели - когда человек имеет постоянное рабочее место, когда он может приносить доходы своей семье, но именно на постоянной основе, - это означает, что экономический рост и то, чем занимаются министры финансов, с одной стороны, и более эффективная работа министров труда, с другой стороны, позволяют достичь обоюдно приемлемого результата.

И ещё я хотел бы отметить, что мы, в том числе, затрагивали вопросы, связанные с различными методами поддержки, и пришли к одинаковому пониманию: разные категории, которые необходимо поддерживать на рынке труда, требуют разных технологий. Одно дело - это граждане, которые долгое время не могут найти работу. Для них есть программы повышения квалификации, это могут быть и программы поддержки с точки зрения поиска работы, информации и так далее. Но есть отдельные категории граждан - это, прежде всего, лица с ограниченными возможностями, инвалиды, которым требуется именно конкретная финансовая поддержка с точки зрения оборудования рабочих мест. Здесь все страны делились своим опытом, мы тоже рассказали о том, какие программы реализуются у нас - это специальные программы, которые финансируются из федерального бюджета. Мы поставили перед собой задачу создавать каждый год по почти 15 тысяч рабочих мест для инвалидов, и этот вопрос решается благодаря прямой поддержке государства и федерального бюджета. Также мы обсудили необходимость участия в этих процессах не только государства, но и бизнес-сообщества - структур малого бизнеса, крупного бизнеса, частных агентств занятости. Здесь должна быть консолидация усилий с тем, чтобы наиболее эффективно достигать результатов, привлекая ресурсы как бюджетов, так и частных предпринимателей. Спасибо.

Антон Силуанов: Я ещё дополню. Мы также обсуждали вопросы качества образования, потому что у нас значительные бюджетные траты направляются именно в образовательную сферу, а отдача не всегда эффективна в последнее время. Это констатируют многие страны.

Взять, к примеру, Россию. У нас около 30% выпускников не идут работать по специальности, а в отдельных вузах даже больше. Возникает вопрос эффективного использования бюджетных средств: если государство тратит ресурсы на образование молодых людей, а потом не получает квалифицированную рабочую силу - это неэффективное использование ресурсов. С другой стороны, было констатировано, что наиболее эффективны программы переобучения тех людей, которые где-то уже работали, имеют опыт работы. Вопрос смены профессии, переобучения новой профессии - это наиболее эффективные методы содействия занятости. Это было констатировано большинством стран, которые сегодня выступали на нашей совместной встрече.

Максим Топилин: Тоже хотелось бы добавить, что мы рассмотрели такие ситуации в ряде стран, когда безработица становится высокой и в ряде стран принимаются меры по субсидированию занятости. Допустим, молодых людей, которые после образовательных учреждений не могут найти работу, и потом для них ещё и субсидируется определённым образом занятость. Это то, о чём уже было сказано: сначала мы тратим деньги на образование, а потом ещё тратим деньги для того, чтобы субсидировать рабочее место для молодого человека.

Вообще молодёжь, на мой взгляд, должна вести себя достаточно активно и даже, наверное, агрессивно на рынке труда - получать знания, получать возможные рабочие места и бороться за эти рабочие места, бороться, прежде всего, своими знаниями, возможностью приносить хорошие результаты. А когда мы сначала получаем некачественный результат в образовании, а потом ещё вынуждены второй раз платить деньги за то, чтобы поддерживать занятость, - это конечно неэффективные вещи.

Мы рассматривали, например, опыт Германии, которая использует так называемую систему дуального образования, когда во время обучения молодые люди устраиваются на работу, - для них компании подыскивают рабочие места, уже заранее компании работают с университетами. Тогда эта тема закрывается: стажировки и опыт работы, приобретение навыков и знакомство с работодателем происходят во время обучения, и не возникает проблемы вторичного финансирования. Нам надо стремиться к таким механизмам, и мы в России сейчас эту технологию тоже пытаемся отработать.