eng / рус

Новости

Версия для печати
  • Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов

Пресс-конференция Министра финансов Российской Федерации Антона Силуанова

Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов подвёл итоги июльской встречи министров финансов и управляющих центральными банками «Группы двадцати».

* * *

Антон Силуанов: Сегодня у нас завершилась совместная встреча министров финансов и управляющих центральными банками «Группы двадцати». Повестка была насыщена, собственно, как обычно. Мы обсудили целый ряд вопросов, касающихся ситуации в мировой экономике, привлечения инвестиций для экономического роста, финансового регулирования, а также вопросы международной финансовой архитектуры и совершенствования налогового законодательства.

Остановлюсь на ключевых темах. В первую очередь это ситуация в мировой экономике. Наверное, самое большое внимание уделялось вопросам количественного смягчения - как долго страны, которые эмитируют резервные валюты, будут осуществлять такую политику, и как такая политика повлияет на страны с развивающимися рынками или на страны с развитой экономикой.

Действительно, мы имели опыт, когда одно только упоминание о том, что будет сворачиваться система количественного смягчения, серьёзно повлияло, в первую очередь, на развивающиеся рынки. Мы видели отток капитала, видели влияние этой политики на курсы национальных валют. Такое известие всколыхнуло вообще все финансовые рынки. В ходе встречи мы получили достаточно понятные действия со стороны денежных регуляторов. Было сказано следующее: в любом случае политика низких процентных банковских ставок как была, так и останется. Это ключевое решение о том, что деньги будут дешёвыми.

Вопрос о продолжении или не продолжении политики количественного смягчения должен определяться (и это правильно) с учётом ситуации в каждой стране. Насколько меняются темпы роста, насколько меняется ситуация с инфляцией - от этого будут зависеть действия монетарных властей. Это важно для понимания механизма принятия решений.

В любом случае, мы договорились о том, что будет налажен обмен информацией о действиях монетарных властей, будут приниматься меры по понятной, предсказуемой политике в этой области. С одной стороны, никаких катаклизмов, резких действий происходить не будет. С другой стороны, конечно, было выражено определённое волнение: как долго будет продолжаться такая политика количественного смягчения? Ведь есть риски возникновения новых пузырей на рынке, когда дополнительные деньги и ресурсы, которые возникают в результате количественного смягчения, идут не в реальную экономику, а на финансовые рынки, и, как мы уже говорили, возникают дополнительные производные инструменты и дополнительные пузыри на рынке. Здесь нам надо пройти по грани, чтобы не свалиться ни в одну, ни в другую сторону. По этому вопросу как раз было много дискуссий и обсуждений.

Ещё был один дискуссионный вопрос - продолжение политики бюджетной консолидации. Мы говорили о том, что мягкая кредитно-денежная политика и политика консолидации могут содействовать и не противоречить друг другу, потому что проведение бюджетной консолидации направлено в первую очередь на снижение уровня долга в тех странах, которые накопили большие долги. Конечно, это тоже всех нас беспокоит. Как будут действовать такие страны? Какая бюджетная политика будет закладываться в этих странах - будут ли наращиваться долги, будут ли приниматься меры по их сокращению, соответственно, сокращению дефицитов бюджетов? Но логика в основном возобладала следующая: сейчас мы должны стремиться обеспечивать всеми усилиями темпы роста экономики. Будет рост экономики - и тогда будем заниматься вопросами большей консолидации. Это одна точка зрения.

Другая точка зрения была такая, что всё-таки консолидацией нужно заниматься независимо от ситуации. И я тоже с этим согласен. Эти две точки зрения могут существовать совместно, так как всё зависит от темпов и структуры такой консолидации. Мы уже говорили, что сокращение и оптимизация расходов по-разному влияют и на экономический рост, и на ситуацию в той или иной стране. Поэтому здесь нужно тоже очень тонко, выверенными шагами принимать соответствующие решения.

Несколько слов о финансировании инвестиций - всё-таки это тема российского председательства. Она вызвала неподдельный интерес у наших коллег. Мы начали ее обсуждать, но тема эта непростая и будет продолжена в ходе австралийского председательства (коллеги из Австралии подтвердили это решение).

На самом деле, мы все сейчас ищем источники для инвестиций. Банковское кредитование сокращается. Вопрос - где взять инвестиции? Конечно, в первую очередь это институциональные инвесторы, но им нужна гарантия возврата и эффективности таких инвестиций. Здесь как раз на помощь могли бы прийти международные и национальные банки развития, которые бы готовили соответствующие инвестиционные и инфраструктурные проекты и осуществляли их вместе с институциональными инвесторами, - это было бы эффективно. В любом случае было подчёркнуто, что инвестиционный климат во многом зависит от действий правительства, от того насколько правительство проводит структурные реформы и как чётко выверена бюджетная и финансовая политика в той или иной стране (от этого во многом зависит её инвестиционная привлекательность).

Много внимания было уделено поддержке среднего и малого бизнеса как источника быстрого роста и создания новых рабочих мест. Также много говорилось о государственно-частном партнёрстве (ГЧП). Особенно интересным было выступление коллеги из Турции, который рассказал о том, что в рамках ГЧП с минимальным участием средств государства в Турции осуществляются крупные инфраструктурные проекты, которые существенно увеличивают интерес бизнеса к такого рода проектам. Много предложений было относительно совместных действий бизнеса и государства.

Несколько слов о реформе международной финансовой архитектуры. Прозвучало некое разочарование относительно того, что мы не двигаемся по этому вопросу, хотя наши американские коллеги заверили нас, что этой осенью Конгресс Соединённых Штатов вернётся к рассмотрению и ратификации 14-го пересмотра квот. Такие предложения внесены, Правительство и Министерство финансов Соединённых Штатов Америки работают вместе с Конгрессом по этому вопросу. Мы надеемся на положительное решение и продвижение в этом направлении, потому что без ратификации прошлого решения о пересмотре квот, мы никак не можем приступить к началу нового изменения долей участия наших государств. Очевидно, что квоты стран с развивающимися экономиками должны возрасти, так как вес экономик этих стран также возрос. Поэтому мы надеемся на решение этого вопроса осенью и продолжение его рассмотрения в ходе осенней встречи министров финансов, которая пройдёт в этом году в Вашингтоне под председательством Российской Федерации.

Хотел бы отметить прогресс по налоговому вопросу. Мы обсуждали план действий в связи с уходом от налогообложения транснациональных компаний, который был представлен ОЭСР с участием министров финансов Франции, Германии, Великобритании и России. Получился неплохой план, который в целом все одобрили. Мы в коммюнике подтвердили эффективность предложенных мер и будем рекомендовать нашим главам государств в сентябре одобрить этот план и дать указания по его реализации уже в национальных масштабах, то есть каждый в своей юрисдикции.

Это важный план, поскольку он позволит повысить транспарентность деятельности крупных транснациональных компаний, которые, как было сказано господином Гурриа (Генеральный секретарь ОЭСР Анхель Гурриа), имеют двойное «не-налогообложение». Интересный термин такой прозвучал, характеризующий ситуацию, когда транснациональные компании имеют возможности уходить от налогообложения и в той стране, где находится производство и штаб-квартира, и в той стране, где зарегистрирован центр прибыли этой компании. Поэтому мы договорились о реализации такого плана действий и подготовке инструментария для его запуска после одобрения на встрече наших лидеров.

Считаю, что вопрос конкуренции между транснациональными компаниями, которые могут себе позволить оптимизацию налогообложения, и другими национальными компаниями, которые не могут пользоваться такими преференциями, - конечно, всех беспокоит. Одна составляющая этого вопроса - конкуренция, другая составляющая - это пополнение доходов бюджетов наших стран. Потому что в условиях, когда мы занимаемся бюджетной консолидацией (а это не простые действия), можно и нужно думать о пополнении ресурсной базы бюджетов, на что, собственно, также нацелен этот план по налогам. Думаю, что как раз эти налоговые инициативы - одна из существенных мер, которые мы предложим нашим лидерам, и которые будут являться шагом вперёд в ходе работы «Группы двадцати». Именно от G20 требуется принятие совместных решений и действий для всех стран в решении ключевых вопросов. А вопрос ухода от налогообложения сегодня является одним из важных на повестке дня.