Новости

1 сентября 2013

Главное – это экономический рост и создание рабочих мест

Председательство Российской Федерации в «Группе двадцати» в 2012 году началось в тот период, когда все международные организации и страны снизили свои ожидания по темпам роста на предстоящий год. В условиях необходимости срочных и скоординированных действий по выработке политики оздоровления, при определении повестки дня было принято решение сделать акцент на вопросах экономического роста и создании рабочих мест. Вместе с тем необходимо было проработать конкретные действия и обязательства, которые лидеры «Группы двадцати» смогли бы вынести для обсуждения на саммите в Санкт-Петербурге в сентябре 2013 года. Опираясь на предыдущие достижения G20, мы, надо надеяться, сделали шаг к достижению этой цели в рамках своего председательства.

Во-первых, мы подчеркнули важность запуска экономического роста через стимулирование инвестиций и создание качественных рабочих мест, так как массовая безработица и слабое инвестирование корпорациями отсрочивает оздоровление экономики.

Рост через стимулирование инвестиций

В связи с этим, мы сделали основным приоритетом председательства России в «Группе двадцати» меры по стимулированию инвестиций. И, действительно, в то время как инвестиции со стороны корпораций, несомненно, снизились на фоне мрачных перспектив, также сыграли свою роль возможные сложности с доступом к долгосрочному финансированию и оскудевшие банковские кредитные фонды. Поэтому мы решили рассмотреть пути и способы перенаправления финансовой системы в целом на финансирование реальной экономики, в частности в сторону долгосрочного финансирования продуктивных инвестиций. Мы изучили варианты и решения для восстановления традиционной роли банков - возобновление рынков кредитования и ценных бумаг.

Параллельно мы рассмотрели использование и реализацию новых альтернативных источников долгосрочного финансирования, например, наращивание активов международных инвесторов, пенсионных и государственных инвестиционных фондов, а также страховых компаний. ОЭСР внесла огромный вклад в это направление, сформировав Принципы высокого уровня ОЭСР/G20 по обеспечению финансирования долгосрочных инвестиций со стороны институциональных инвесторов, которые будут представлены вместе с набором других мер лидерам «Группы двадцати» в Санкт-Петербурге.

Экономический рост через инвестиции в создание рабочих мест

Мы решили сконцентрироваться на обеспечении занятости как одном из приоритетов председательства, тщательно изучив и активно продвигая возможные пути для преодоления рекордно высокой безработицы в странах G20. Чтобы проиллюстрировать нынешний кризис занятости скажу, что для возвращения к прежнему соотношению рабочих мест на численность населения во всех странах придётся создать около 67 миллионов рабочих мест.

При поддержке международных организаций, включая ОЭСР, мы пересмотрели прогресс стран «Группы двадцати» по предыдущим обязательствам в сфере трудоустройства и обсудили возможности создания рабочих мест через разумную валютную и фискальную политики, также мы изучили варианты трудоустройства незащищённых групп населения. Мы определили и обсудили широкий круг мер, поделились опытом и лучшими практиками, предложенными министрами труда на встрече в Москве в июле, с целью создания и улучшения качества рабочих мест. Например, стимулирование структурных реформ на рынках товаров и рынках труда, направленных на развитие, обеспечение соответствия квалификации работников возможностям трудоустройствам, расширение возможностей трудоустройства благодаря качественному образованию и эффективным программам дальнейшего профессионального обучения, в том числе на предприятиях.

ОЭСР внесла значимый вклад в этом направлении отчётом «Стратегии активизации для развития рынков труда и повышения их доступности в странах G20», который содержит примеры успешных политик активизации, адаптированных под конкретные незащищённые группы населения в развитых и развивающихся странах G20.

Рост через свободную торговлю и инвестиции

В условиях, когда у высокопоставленных лиц, определяющих политический курс, осталось в запасе очень мало финансовых инструментов, мы убеждены, что толчок к развитию может дать эффективная нормативно-правовая среда. В частности, стимулирование либерализации торговли может быть мощным стимулом росту мировой экономики. Расширение многосторонней торговли как часть нашей цели достижения роста через эффективное регулирование стало ещё одним из наших приоритетов. Попытки сдвинуть с мёртвой точки Дохийский раунд переговоров по глобальной торговле возможно были слишком амбициозными и далёкими от задач «Группы двадцати», но мы хотели, чтобы она под нашим председательством направила чёткий сигнал Министерской конференции ВТО на Бали (Индонезия), которая состоится в декабре 2013 года.

Я уверена, что мы достигли определённых успехов в этом направлении, и хотела бы поблагодарить ОЭСР и ВТО за их огромный вклад в дискуссию «Группы двадцати», которая основывалась на инновационном и передовом подходе ОЭСР и ВТО по вопросам глобальных цепочек создания стоимости и вопросам торговли на основе показателей добавленной стоимости. Эта работа, благодаря свежему и обоснованному взгляду на развитие и преобразование международной торговли, а также подчёркивая, что успех мировых рынков зависит от способности импортировать высококачественные товары не меньше, чем от способности экспортировать, ещё сильнее доказала необходимость многосторонней либерализации.

Отсюда следует важность всестороннего внедрения всех мер стимулирования торговли, которые сейчас обсуждаются Дохийским раундом, так называемого низко висящего плода, которому будет уделено особое внимание на Бали. По мнению ОЭСР, их внедрение сократит общие затраты на торговлю на 10% в развитых экономиках и на 16% в развивающихся.

За последние несколько десятков лет на региональном уровне была открыта довольная большая доля рынков. Эти региональные торговые соглашения (РТС) должны соответствовать многосторонней системе и сфокусироваться на деятельности по налаживанию торговых связей. Таким образом мы подчеркнули, что для лучшего понимания структуры и особенностей РТС, а также для того, чтобы бизнес-сообщество могло предугадывать и эффективно реагировать на перемены, понадобятся меры по увеличению прозрачности в отношении РТС.

Продолжающаяся работа ОЭСР в сотрудничестве с ВТО и ЮНКТАД по отслеживанию новых протекционистских мер в области торговли и инвестиций также должна составлять основу, на которую смогут опираться лидеры в процессе пересмотра и продления своих обязательств по борьбе с протекционизмом, о чём, как мы надеемся, они заявят на саммите в Санкт-Петербурге.

Рост через эффективные и прозрачные рамочные программы и эффективный и справедливый режим налогообложения

Основная задача председательства России состояла в том, чтобы вновь возродить уверенность и доверие к международной экономической системе и стимулировать рост через доверие и открытость. Спустя пять лет после начала кризиса мы наблюдаем серьёзный всплеск безработицы и бедности, и прежде всего требуется восстановить доверие граждан к правительству, должностным лицам, отвечающим за политический курс и рынки. Чтобы это произошло, необходимо, в частности, эффективно и бескомпромиссно побороть коррупцию - главное препятствие на пути развития мировой экономики. Необходимо также решить проблему уклонения от налогов и размывания налоговой базы, принять меры для того, чтобы состоятельные граждане и процветающие международные корпорации платили свою долю налогов.

В рамках председательства России в G20 активно осуществляется первый год Плана действий «Группы двадцати» по противодействию коррупции на 2013-2014 годы. Под совместным руководством России и Канады рабочая группа по противодействию коррупции определила стандарты и механизмы для продвижения в направлении основных обязательств стран в этой области.

В частности, рабочая группа подготовила и приняла Руководящие принципы по применению законодательства в сфере противодействия подкупу иностранных должностных лиц, Руководящие принципы по противодействию испрашиванию взяток и Руководящие принципы высокого уровня по оказанию взаимной правовой помощи. ОЭСР, благодаря опыту по мониторингу исполнения Конвенции по борьбе с взяточничеством и проведению всестороннего обзора, сыграла важную роль в разработке этих документов.

Более того, под председательством России было предложено определить природу и расширить горизонт планирования по антикоррупционной проблематике, в результате чего была разработана Санкт-Петербургская стратегическая рамочная программа, которая задаёт общее направление деятельности «Группы двадцати» в сфере противодействия коррупции на среднесрочную перспективу. Эта работа опиралась, в том числе и на документы, подготовленные ОЭСР по коррупции и росту, были изучены основные обоснования вовлечения G20 в эту борьбу.

Значительный успех под председательством России также был достигнут в сфере международного налогообложения. Несомненно, огромную роль в этом также сыграла ОЭСР. Мы наметили серьёзный прогресс с утверждением Глобального плана действий по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и перемещению прибыли (BEPS), направленного на решение проблемы «агрессивного» налогового планирования и двойного налогообложения многонациональных корпораций. В сфере налогообложения большие успехи были достигнуты в области автоматического обмена налоговой информацией, признанной «Группой двадцати» как новый мировой стандарт.

Рост и инклюзивное развитие

С точки зрения глобального роста было важно расширить меры «Группы двадцати», направленные на поддержку ускорения роста в развивающихся странах. В соответствии с запросом лидеров G20 в Лос-Кабосе (Мексика), мы провели всестороннюю и тщательную оценку Сеульского многолетнего плана действий в области развития, срок реализации мер которого почти истёк. Этот план является частью Доклада о выполнении обязательств «Группы двадцати» в области развития. Мы также создали базу для будущей работы G20 в сфере развития через разработку и представление Санкт-Петербургской стратегии развития.

Это очень краткий обзор международных инициатив, предпринятых Российской Федерацией в рамках председательства в «Группе двадцати», однако он ярко демонстрирует многогранный вклад ОЭСР в нашу работу за последний год. От лица российской делегации я хотела бы поблагодарить Генерального секретаря ОЭСР Анхеля Гурриа, его шерпу в G20 Габриелу Рамос, а также сотрудников, задействованных в решении вопросов «Группы двадцати», за бесценную поддержку.