eng / рус

Новости

Версия для печати
  • Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов

Подведены итоги первой сессии встречи лидеров

Итоги первого дня работы лидеров по финансовой проблематике на брифинге в пресс-центре саммита представил Министр финансов России Антон Силуанов. Он отметил, что повестка первой сессии встречи лидеров была посвящена макроэкономическим и финансовым вопросам.

Прежде всего лидеры высказались за принятие Плана действий по обеспечению экономического роста и созданию рабочих мест. «План был одобрен всеми выступающими. Следующая задача - его реализация», - подчеркнул Министр. План предусматривает целый ряд конкретных шагов по стимулированию экономического роста, снижению безработицы, стимулированию инвестиций, а также предотвращению волатильности потоков капитала.

На встрече лидеров было констатировано, что в целом ситуация в мировой экономике даёт положительные сигналы. Экономика развитых стран показывает позитивную динамику. Наибольшее внимание сегодня привлекает ситуация с развивающимися странами, где темпы роста замедлились. По словам Министра, это связано с завершением политики количественного смягчения. «Действительно, политика количественного смягчения когда-то должна закончиться. Были определены параметры такого завершения. Понятно, что время дешёвых денег постепенно заканчивается, деньги будут дорожать. Вопрос состоит в том, как и какими темпами. Безусловно, такая политика должна осуществляться постепенно и в разумных пределах», - прокомментировал Антон Силуанов.

Практически все лидеры подчеркнули важность принятия Плана действий по противодействию размыванию налоговой базы. В ситуации проведения бюджетной консолидации необходимо повышать доходную базу бюджета. «Когда компании осуществляют свою деятельность в одной стране, платят налоги в другой стране, выводят прибыль из стран, где осуществляется деятельность и оказываются услуги, это вызывает всеобщее возмущение, - отметил спикер. - Поэтому План действий был также одобрен, и его реализация позволит значительно снизить количество уклонистов от уплаты налогов».

Кроме того, большое внимание уделялось вопросам финансового регулирования. Были позитивно оценены решения большинства стран внедрять параметры «Базель III» начиная с 2014 года. Обсуждался вопрос роли рейтинговых агентств, работающих по оценке тех или иных стран, и вопрос объективности таких рейтингов. Позитивно восприняты шаги в области регулирования системно значимых финансовых институтов. К ним будут предъявлены дополнительные повышенные требования по надзору.

Много было сказано о теневом банкинге, сообщил Министр и подчеркнул: «В этой сфере необходимо наводить порядок».

Наконец, обсуждались структурные меры. Говорилось как о национальных мерах, которые необходимо проводить точечно, так и о глобальных структурных мерах, в частности, о предотвращении протекционизма в торговле.

В заключение Антон Силуанов отметил, что на встрече лидеров обсуждался вопрос о роли политики фискальной консолидации. «Если ещё недавно такая политика считалась антиподом экономического роста, то сегодня позиция изменилась и вопросы бюджетной консолидации остаются на повестке дня G20», - сказал он.

* * *

Антон Силуанов: Добрый вечер, уважаемые дамы и господа! Сегодня завершилась первая часть первого дня встречи глав и правительств «Группы двадцати». На первой части было исключительно обсуждение макроэкономических вопросов - то есть той повестки дня, которая готовилась министрами финансов и руководителями центральных банков G20. Поэтому первая часть была посвящена исключительно макроэкономической и финансовой тематике.

Что хотелось бы отметить. В первую очередь, я думаю, что все выступавшие единодушно высказались за одобрение плана действий, который был подготовлен по содействию экономическому росту и занятости. План был одобрен всеми выступавшими, сейчас задача состоит в том, как нам его реализовать.

Этот план предусматривает целый ряд действий в области стимулирования экономического роста, в области снижения безработицы, которая особенно болезненна сегодня в европейских странах. Этот план говорит о необходимости принятия мер по стимулированию инвестиций, а также по предотвращению волатильности потоков капитала. Хотелось бы отметить, что в целом ситуация в мировой экономике даёт позитивные сигналы. Если год назад, когда лидеры собирались в Лос-Кабосе, речь шла о достаточно негативных прогнозах, то сейчас можно сказать о том, что экономика стран с развитой экономикой даёт позитивные результаты: достаточно устойчивый рост, вы знаете, в Соединённых Штатах Америки, поднимается на положительные тренды и европейская экономика. Сейчас все обратили внимание на ситуацию со странами с развивающимися экономиками, поскольку динамика там позволяет нам ожидать лучшего, поскольку темпы роста экономик в развивающихся странах несколько замедлились. Это связано, возможно, с тем, что происходит сокращение политики количественного смягчения, и этому тоже практически все выступающие уделяли внимание.

Хочу сказать несколько слов об этом. Действительно, политика количественного смягчения когда-то должна закончиться. Были определены, предположим в Соединённых Штатах Америки, параметры такого завершения этой политики. Это показатели по темпам экономического роста - 2% и темпы роста безработицы - 6,5%. В принципе, экономика как раз говорит о выполнении этих параметров и действительно понятно, что время дешёвых денег постепенно заканчивается - об этом говорила госпожа Лагард (Кристин Лагард, Директор-распорядитель МВФ). Она говорила о том, что деньги будут со временем несколько дорожать - это понятно всем. Вопрос о том, как и какими темпами это будет происходить. Поэтому когда выступал Президент США, он также подчеркнул, что такая политика будет осуществляться постепенно, - нельзя закручивать гайки с тем, чтобы не сорвать резьбу. Было сказано, что такое сворачивание будет осуществляться в разумных пределах.

Это абсолютно правильно, потому что большинство стран с развивающимися экономиками выступало с позиций необходимости проведения выверенных действий в области сокращения такой политики с тем, чтобы волатильность и поток капитала, которые мы наблюдали некоторое время назад после информации о возможности сокращения такой политики, усилилось резко и, соответственно, это привело к ослаблению курса валют в этих странах и содействовало замедлению темпов экономического роста.

Безусловно, эта вторая часть. Проблемы глобального экономического роста, я уже говорил, заключаются в том, что экономика развитых стран показывает ростки, а и где-то устойчивые темпы роста, но сейчас существуют и проблемы в экономиках развивающихся стран.

Практически все лидеры подчеркнули важность принятия плана по прекращению размывания налоговой базы. Большинство лидеров высказалось о том, что действительно в условиях, когда мы проводим бюджетную консолидацию (все страны занимаются этой задачей), необходимо повышать и доходную базу бюджетов. И вопрос в том, почему компании, которые осуществляют свою деятельность в одной стране, платят налоги в другой стране, значит и центры прибыли выводят из стран, где осуществляется деятельность, оказываются услуги. И это, безусловно, всех возмущает. Поэтому план действий в области размывания налоговой базы сегодня был также одобрен. Необходимо теперь заняться его реализацией.

Мы договаривались с Организацией экономического сотрудничества и развития о том, что в течение до двух лет наши страны подготовят необходимые решения по реализации этих мер с тем, чтобы количество так называемых уклонистов от уплаты налогов становилось меньше, чтобы серых зон в налоговой области становилось меньше, чтобы компании не сами определяли сколько налогов заплатить в результате возможных лазеек в налоговых законодательствах - это должно быть в соответствии с законами тех соответствующих юрисдикций, где они работают.

Большое значение уделялось и вопросам финансового регулирования. Были позитивно оценены решения большинства стран внедрять параметры «Базель III», начиная с 2014 года. Была отмечена необходимость дополнительных оценок рейтинговых агентств, которые работают по оценке тех или иных стран, и объективности таких рейтингов. Кроме того, были позитивно оценены шаги в области регулирования финансовых институтов, в первую очередь больших банков, так называемых финансовых институтов, которые не могут быть обанкрочены. И мы договаривались о том, что к таким банкам - их 28 в мире и около девяти страховых компаний - будут предъявлены дополнительные требования по надзору, повышенные требования к обязательствам акционеров таких организаций, с тем чтобы ответственность за судьбу этих крупных организаций всё-таки несли в первую очередь акционеры, и дополнительные требования по пруденциальному надзору.

Также много говорилось о теневом банкинге. Необходимо регулировать этот сектор, операции, которые сегодня осуществляются банками и не подпадают под пруденциальный надзор и контроль небанковских операций, теневого банковского сектора, не подлежат регулированию, что приводит к сомнительным операциям, уходу из-под контроля налогообложения. В связи с этим необходимо в этой сфере наводить порядок. Была предложена инициатива Федеральной Республики Германии, которая в целом была поддержана.

Несколько слов о структурных мерах. Говорилось о необходимости разделения структурных мер на две составляющие. Первая - национальные меры тех стран, которые их принимают. Поскольку в каждой стране такие решения нужно проводить достаточно точечно, индивидуально. Где-то это касается инфраструктурного развития, где-то касается необходимости принятия и улучшения нормотворчества и законодательных мер защиты прав инвесторов, где-то это касается вопросов необходимости решений проблемы высокой безработицы, которая мешает экономическому росту и создаёт дополнительные социальные проблемы в этих странах.

Тем не менее, говорилось о глобальных структурных проблемах, которые нам необходимо реализовать. Речь идёт о предотвращении протекционизма в свободной торговле. Этому вопросу многие наши лидеры уделяли внимание, поскольку режим свободной торговли позволяет стимулировать экспортёров, использовать имеющиеся преимущества для поднятия своих экономик. Это очень правильная мера, на что обращал внимание Председатель Китайской Народной Республики, Президент Соединённых Штатов Америки и другие наши лидеры. Говорили о необходимости разумной политики количественного смягчения и так далее.

Также была подчёркнута мысль, которой хотелось бы с вами поделиться. Политика финансовой консолидации, которую некоторое время назад сопоставляли с экономическим ростом, и финансовая консолидация зачастую оценивалась как антипод экономического роста. Сегодня наоборот - было подчёркнуто и на опыте, и фактах, которые сегодня мы имеем, что политика фискальной консолидации не приводит к свёртыванию экономического роста. Наоборот, когда страна реализует ответственную долговую и бюджетную политику - это сразу видно и для инвесторов, которые большей частью туда, в эти страны, и готовы вкладывать. Потому что страны, которые непонятно как будут реализовывать свои финансовые политики в условиях больших долгов, вызывают, конечно, риски и сомнения как у национальных, так и у финансовых инвесторов. Поэтому вопросы бюджетной консолидации, особенно в тех странах, которые имеют большие долги, как были на повестке дня, так и остаются.

Сегодня было констатировано целым рядом лидеров наших стран, что это не мешает стимулировать экономический рост. Наоборот, те фискальные стратегии, которые приняты сегодня в исполнение Плана по стимулированию роста экономики и содействию занятости, они как раз и обозначают решение наших государств постепенно идти к сокращению тех долговых нагрузок, которые были сформированы в последнее время. Практически все страны приняли решение о снижении долгов, о снижении дефицитов, как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе. Это очень отрадно, и я считаю, что это является одним из позитивов работы в рамках российского председательства, в том числе и работы министров финансов.

На этом, пожалуй, я завершу общее представление обсуждаемых сегодня вопросов, в первой части встречи лидеров стран «Группы двадцати».

Вопрос: У меня вопрос связан с программой по борьбе с уходом от налогов. Вы сказали, что большинство лидеров поддержали предложения ОЭСР. Означает ли это, что были оппоненты такой программы и кто мог возражать против этого?

Антон Силуанов: Вы знаете, оппонентов реализации этой программы я не слышал. Все выступающие, которые касались этого вопроса, наоборот говорили о необходимости унификации налоговых режимов, борьбы с уклонением от налогов в юрисдикциях, которые предусматривают низкий уровень налогообложения. И вообще, мы считаем, что настало время, что эта позиция, может быть и России, в том, что нам нужно постепенно уходить от таких серых зон, в которых прячутся налогоплательщики. Вот вопрос как раз через обмен налоговой информацией, информацией о экономической деятельности налогоплательщиков, которые условно скрываются в этих юрисдикциях, - это как раз один из элементов нашего Плана по предотвращению эрозии и размыванию налоговой базы. Мы считаем, что реализация этого плана позволит нам уменьшить эту проблему.

Вопрос: Уважаемый, Антон Германович, безусловно, саммит «Группы двадцати» является очень важным для России и всего мира, но есть, как говорится, вопрос: Ваше ощущение от увиденного, услышанного, очень хотелось бы услышать. Лично Ваше ощущение: существуют ли пожелание мировых лидеров сделать мир более справедливым и экологически чистым, то есть может ли саммит G20 повлиять на мир в стратегическом плане и не является ли, с другой стороны, саммит таким лёгким косметическим ремонтом капиталистической системы, которая в целом хищнически относится к природе?

Антон Силуанов: Вы знаете, я не согласен с Вашими выводами, касающимися капиталистической системы и так далее.

Я хочу сказать, что у нас сегодня по первому вопросу как никогда было единство мнений различных стран о том, как выходить из сложной ситуации, которая сложилась в экономике. Все говорили о необходимости использования института «Группы двадцати» как площадки для общения, для понимания, куда будут двигаться политики стран, которые являются крупными игроками на экономическом поле. Какие планы строят страны, которые эмитируют валюту, которая является резервной. Как выстраивают политику другие страны, которые имеют меньшие экономики, на экономику которых серьёзно влияет ситуация в глобальной экономике. Поэтому принята, мне кажется, всеми констатация о том, что «Группа двадцати» является как раз тем инструментом сверки часов, куда должна двигаться общая политика стран G20, чтобы преодолеть последствия кризиса, сделать рост более устойчивым, решить социальные проблемы, которые сейчас имеются в целом ряде государств, провести структурные реформы, изучить лучшую практику в этой части, которая наработана отдельными государствами. Поэтому то, что я сейчас услышал, меня, честно говоря, вдохновило: институт «Группы двадцати» живёт и даёт позитивные, положительные результаты от таких встреч.

Вопрос: Антон Германович, Россия представила свою фискальную стратегию. Вы не могли бы озвучить ориентиры по госдолгу и дефициту бюджета и на какую перспективу?

Антон Силуанов: Вы знаете, мы действительно в фискальной стратегии учли те параметры дефицита госдолга, которые у нас учтены в трёхлетнем бюджете. Кроме того, мы зафиксировали позиции о необходимости более комфортных условий работы нашего бизнеса с точки зрения процедур регистрации бизнеса, оформления разрешений на ведение бизнеса. Кроме того, мы договорились и включили в план меры, касающиеся увеличения роста инвестиций. Этот показатель был зафиксирован как доля инвестиций в ВВП. Этот параметр взят из указов Президента. Напомню, что к 2015 году мы должны обеспечить уровень инвестиций в 25% ВВП, к 2018 - 27% ВВП. Такие позиции мы зафиксировали.

В том числе, ещё раз повторюсь, это позиции по более простой, упрощённой регистрации бизнеса для обеспечения конкурентоспособности и лучших условий для развития нашей экономики.

Вопрос: Вы сказали о том, что Президент Обама пообещал во время своего заседания, что количественное смягчение будет проходить постепенно. Как на это отреагировали страны БРИКС? Были ли они удовлетворены его ответом в отношении монетарной политики?

Антон Силуанов: Господином Обамой было сказано, что политика количественного смягчения должна проводиться разумно, не должно закручивания гаек. После этого выступали несколько стран, выступали страны БРИКС, что было очень позитивно оценено, поскольку, действительно, и США понимают, что от решения темпов в этой области зависит большое количество стран, зависит состояние валютных систем этих стран, состояние ситуации с платёжным балансом.

Поэтому, ещё раз повторюсь, что роль «Группы двадцати» заключается в том, чтобы мы слышали друг друга, чтобы слышали это те страны, которые, ещё раз повторюсь, эмитируют резервные валюты и слышат о том, как будут действовать страны с развивающейся экономикой. Самое важное, что мы можем обсуждать на этой площадке и важность этой площадки, я думаю, не отрицается никем.

Вопрос: Вы сказали об инициативе Германии по теневой банковской системе. Есть страны, которые противились этой системе, есть страны, которые поддержали её. Была ли эта инициатива поддержана целиком и во всех деталях?

Антон Силуанов: Не могу сказать, что это тема была ключевой, такой как план действий или как меры количественного смягчения или План в области предотвращения эрозии налоговой базы. Эта тема обсуждалась, но хочу сказать, что в целом позиция по регулированию теневого банковского сектора была поддержана руководителями стран, которые останавливались на этой теме. Я не слышал ни одного выступающего, кто бы сказал, что этот план нужно переработать, доработать. Во всяком случае, у всех лидеров было общее понимание, что здесь необходимо наводить порядок, необходимо осуществлять меры регулирования.

Мультимедиа