eng / рус

Новости

Версия для печати
  • Круглый стол на тему «Об итогах расширенного диалога российского председательства в G20»

Итоги расширенного диалога российского председательства в «Группе двадцати»

28 ноября в пресс-центре РИА Новости состоялся круглый стол на тему «Об итогах расширенного диалога российского председательства в G20». В мероприятии приняли участие представители гражданского общества, бизнеса и профсоюзов, экспертного сообщества и молодёжи стран «Группы двадцати».

Открывая встречу, заместитель начальника Экспертного управления Президента Российской Федерации, российский шерпа в «Группе двадцати» Светлана Лукаш подчеркнула, что российское председательство с самого начала поставило своей задачей добиться максимальной прозрачности всей деятельности и всех решений G20, которые будут приниматься в 2013 году. «Ключевым условием для этого было обеспечить максимально широкий диалог со всеми заинтересованными сторонами, - сказала она. - Мы общались со странами, не входящими в G20, международными организациями и региональными объединениями, но особый акцент решили сделать на взаимодействии с "аутрич"-партнёрами. Это основные заинтересованные стороны, на которые влияют решения, принимаемые G20: бизнес, профсоюзы, представляющие интересы трудящихся, гражданское общество, академическое и экспертное сообщества и молодёжь».

Также был предложен новый подход к организации процесса - саммиты основных «аутрич»-групп прошли за два месяца до встречи глав государств и правительств G20 в Санкт-Петербурге. Ещё один акцент, на который обратила внимание Светлана Лукаш, - необходимость не только наладить диалог «Группы двадцати» со всеми «аутрич»-партнёрами, но и объединить их между собой, добиться кросс-секторальной синергии между представителями различных групп. «Это был настоящий прорыв, который позволил добиться очень серьёзных результатов», - резюмировала она, подчеркнув, что значительная часть рекомендаций «аутрич»-групп была воспринята и отражена в итоговых документах, особенно в сфере занятости и борьбы с безработицей.

В своём выступлении руководитель Экспертного совета по «Группе двадцати» Сергей Дробышевский обратил внимание на то, что формат Think 20 является молодым. Первая встреча мировых исследовательских центров состоялась лишь в 2012 году в Мексике, а в рамках российского председательства прошли две встречи - в декабре 2012 года в Москве и в мае 2013 года в Сиднее (Австралия). «Эксперты более свободны и независимы от внутринациональных, политических и прочих аспектов, - отметил он. - Формат Think 20 развивается. Австралия планирует в рамках председательства провести, помимо встречи в декабре, ещё по крайней мере одну, а может быть и две встречи. То есть формат становится более живым, приближается к тому регламенту работы, который существует по другим, более опытным "аутрич"-форматам. Это позволит регулярно доносить до лидеров стран, до официальных лиц позицию Think 20 и ещё в большей степени влиять на решения».

Олег Прексин, шерпа Business 20 от России, исполнительный вице-президент РСПП, также отметил, что в рамках российского председательства уделялось существенное внимание тому, чтобы заложить основы организационной деятельности Business 20 на будущее и согласовать их с коллегами из Австралии и Турции, будущими председателями G20. Кроме того, впервые использовался формат поэтапного представления рекомендаций: в мае 2013 года появилась «Зелёная книга» (проект рекомендаций), которая обсуждалась в июне на саммите Business 20. «С учётом этих рекомендаций мы сделали окончательный вариант - "Белую книгу", которая была представлена на встрече с лидерами G20 в Санкт-Петербурге в сентябре», - рассказал он. Также Олег Прексин отметил результативность работы Business 20 в рамках российского председательства: «Мы дали самое большое число рекомендаций за всю историю Business 20. Из них 75 были так или иначе отражены в решениях лидеров G20».

В свою очередь, руководитель Labour 20 в период российского председательства, председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков заявил, что в этом году социальный диалог занял важное место в повестке дня «Группы двадцати». По мнению профсоюзов, инновация российского председательства - проведение совместной встречи министров труда и министров финансов - оказалась весьма успешной. Также он высоко оценил стремление G20 обеспечить преемственность и придать последовательный характер государственной политике стран. «Labour 20 отмечает хорошие перспективы для создания рабочих мест, которые открываются в результате совместной встречи министров труда и финансов. Ряд выводов о важности создания качественных рабочих мест, ведения коллективных переговоров и гарантий прав на рабочем месте, которые были даны в июле на совместной встрече, нашли отражение в Санкт-Петербургской декларации лидеров», - сообщил Михаил Шмаков.

Кроме того, он подчеркнул важность шагов «Группы двадцати» в направлении борьбы с уклонением от уплаты налогов, а также позитивно оценил продление мандата рабочей группы G20 по вопросам занятости для реализации обязательств в данной сфере, содержащихся как в декларации лидеров, так и в Санкт-Петербургской стратегии развития.

О вкладе гражданского общества в работу «Группы двадцати» в год российского председательства рассказала Алёна Перышкина, руководитель секретариата Civil 20, директор РОО «Спид Инфосвязь». Она отметила, что в 2013 году удалось институализировать процесс работы С20 и сделать его устойчивым. Среди основных тем, в рамках которых выдвигались рекомендации гражданского общества «Группы двадцати» в этом году, она выделила социальную инклюзивность и инвестиции в человеческий капитал, включая вопросы доступа к благам экономического роста для наиболее уязвимых групп населения, создания рабочих мест, повышения эффективности налоговых систем, искоренения коррупции. Кроме того, в центре внимания Civil 20 было повышение финансовой грамотности (в первую очередь, среди пожилых и малообразованных людей, которые чаще всего становятся жертвами финансового мошенничества и недооценки собственных рисков), а также содействие международному развитию, включая разработку повестки развития после 2015 года.

«Формат Civil 20 - это возможность понять для чего и как гражданское общество участвует в глобальном процессе, в чём может заключаться позитивный результат», - подчеркнула Алёна Перышкина. Она также отметила такую уникальную особенность российского председательства, как организацию доступа к процессу обсуждения посредством краудсорсинговой платформы, что позволило учесть замечания всех заинтересованных лиц при выработке рекомендаций Civil 20.

В своём выступлении руководитель секретариата Y20 Russia 2013 Роман Чуков сообщил, что молодёжное направление стратегии внешних связей российского председательства было довольно активно представлено на протяжении всего года. Ключевыми принципами Youth 20 являлись прозрачность, открытость и доверие. Молодёжный саммит «Группы двадцати» состоялся в рамках Петербургского международного экономического форума, где Youth 20 провела несколько кросс-секций, в том числе с представителями Business 20. Результаты этой работы были представлены российскому шерпе. Кроме того, состоялась встреча делегатов с Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. «Достаточно много наших предложений в том или ином виде попали в итоговую декларацию, в частности в рамках оптимизации социальной политики, включая вопросы повышения финансовой грамотности и занятости», - подытожил Роман Чуков.

По мнению посла Австралии в Российской Федерации Пола Майлера, деятельность в рамках стратегии внешних связей стала одним из серьёзных успехов председательства России. Австралия считает важным продолжать работу по предложенным направлениям - экономический рост и создание рабочих мест. При этом посол отметил высокую значимость взаимодействия с «аутрич»-партнёрами и сообщил, что Австралия продолжит этот диалог. Он также подчеркнул, что в 2013 году впервые удалось подготовить рекомендации «аутрич»-партнёров за несколько месяцев до саммита лидеров «Группы двадцати», что позволило официальному треку G20 подробно обсудить эти предложения и учесть их в итоговых документах. «Разработанный в год российского председательства формат взаимодействия с "аутрич"-партнёрами является правильным, и в будущем году мы продолжим работу в этом формате», - сообщил Пол Майлер.

* * *

Ведущий: Добрый день, коллеги! Дамы и господа, я приветствую всех собравшихся на площадке пресс-центра РИА Новости. Мы начинаем круглый стол «Об итогах расширенного диалога российского председательства в G20».

В ходе своего председательства в «Группе двадцати» Россия уделяла огромное внимание организации широкого диалога с гражданским обществом и молодёжью, с представителями бизнеса и профсоюзов, а также с экспертным сообществом.

Сегодня наши гости - руководители «аутрич»-направлений G20 - представят результаты, которые были достигнуты в ходе российского председательства, а также расскажут об их совместном вкладе в работу «Группы двадцати». Но сначала я бы хотела представить всех наших гостей: российский шерпа в «Группе двадцати», заместитель начальника Экспертного управления Президента Российской Федерации Светлана Лукаш, руководитель Экспертного совета по «Группе двадцати» Сергей Дробышевский, чрезвычайный и полномочный посол Австралии в Российской Федерации Пол Майлер, руководитель Секретариата Civil 20, директора РОО «СПИД Инфосвязь» Алёна Перышкина, шерпа Business 20 от России, исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Олег Прексин, руководитель Labour 20 в период российского председательства, председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков, руководитель Секретариата Y20 Russia 2013 Роман Чуков.

Не теряя времени, передаю слово Вам, Светлана Владимировна. Пожалуйста.

Светлана Лукаш: Мне очень приятно подводить итоги одного из самых успешных достижений российского председательства.

С самого начала мы поставили своей задачей добиться максимальной прозрачности всей нашей работы и всех решений, которые «Группа двадцати» будет принимать в этом году. Ключевым условием для этого было обеспечить максимально широкий диалог со всеми заинтересованными сторонами. Конечно, это не только те представители, которые здесь участвуют. Мы общались со странами, не входящими в «Группу двадцати», международными организациями и региональными объединениями. Но особый акцент мы решили поставить на взаимодействие с «аутрич»-партнёрами. На самом деле это основные заинтересованные стороны, на которые влияют решения, принимаемые «Группой двадцати». Это частный сектор - бизнес, это профсоюзы, представляющие интересы трудящихся, это гражданское общество, это академическое, экспертное сообщество и это молодёжь. И ключевым элементом было несколько изменить подход, который «Группа двадцати» обычно использовала во взаимодействии со всеми партнёрами: не просто периодически встречаться с теми или иными представителями, а наладить постоянную, регулярную, эффективную работу со всеми «аутрич»-группами.

Мы с самого начала, ещё с декабря 2012 года, проводили регулярные встречи, консультировались со всеми по той повестке, которую формировало российское председательство. Мы предложили партнёрам выстроить их работу по тем направлениям, которые бы отражали российские приоритеты и основные направления работы «Группы двадцати». Это позволило впоследствии в максимальной степени учесть все выдвинутые предложения в итоговых документах саммита.

По общему убеждению значительная часть рекомендаций была воспринята и нашла отражение в декларации лидеров «Группы двадцати» и приложениях к ней. Особенно это можно сказать о сфере занятости и борьбы с безработицей. По заявлению наших партнёров предложения Labour 20 и Business 20, особенно в части содействия занятости и создания рабочих мест, были учтены почти на 100%, давайте скажем на 99%.

Был предложен новый подход к организации процесса. Все итоговые мероприятия, крупные саммиты наших основных «аутрич»-групп мы решили провести за два месяца до саммита «Группы двадцати» в Санкт-Петербурге именно с тем, чтобы партнёры представили свои рекомендации и обсудили их со всеми лицами, принимающими решения, до саммита. Все рекомендации прошли максимально широкий круг консультаций, обсуждений и были учтены. Накануне саммита также была проведена встреча с представителями Business 20 и Labour 20. Значительная часть лидеров «Группы двадцати» принимала в ней участие. И это тоже было знаковое мероприятие.

Ещё одну задачу, которую мы поставили, - не только наладить диалог самой «Группы двадцати» со всеми «аутрич»-партнёрами, но и объединить их между собой, добиться кросс-секторальной синергии между представителями различных групп. Такого в G20 не было ещё никогда. У нас бизнес общался не только с профсоюзами, но и с гражданским обществом, молодёжь общалась с бизнесом, гражданское общество общалось с молодёжью, с профсоюзами, причём на всех уровнях - на уровне рабочих групп, на уровне лидеров. И это был, действительно, настоящий прорыв, который позволил добиться очень серьёзных результатов.

На этом я закончу и хотела бы передать слово Сергею Дробышевскому, который представляет здесь формат Think 20 - это ведущие аналитические центры и экспертные сообщества стран «Группы двадцати», новый формат для G20. Если бизнес и профсоюзы собирались уже несколько лет, формат экспертных центров и аналитиков нов и именно поэтому, может быть, он привнёс такой серьёзный стимул с самого начала нашего председательства. Мы прислушались к их рекомендациям. Их встреча была проведена в самом начале - это была фактически инаугурация российского председательства. Пожалуйста.

Сергей Дробышевский: Действительно, формат Think 20 является молодым. Первая встреча состоялась в 2012 году в Мексике - это был старт подобного формата. Уже в рамках российского председательства перед первой встречей шерп, 11 декабря 2012 года состоялось полноценное заседание Think 20, где обсуждались вопросы, которые Россия собиралась потом вынести на повестку дня и, соответственно, прошла первая оценка этих инициатив на экспертном уровне.

В дальнейшем этот формат продолжил развиваться. В 2013 году мы провели ещё одну совместную встречу Think 20 в мае в Сиднее (Австралия), где состоялось новое обсуждение на экспертном уровне. Причём надо сказать, что формат Think 20 фактически сразу начал работать с участием «тройки» - когда три последовательных страны-председателя «Группы двадцати» определяют повестку работы «аутрич»-формата и влияют на то, какие вопросы обсуждаются. Соответственно мы в своё время обсуждали программу наших действий с Мексикой и Австралией, и в настоящий момент я - представитель от России участвую в обсуждении австралийской повестки Think 20 совместно с представителями Австралии и Турции.

Надо сказать, что между экспертным и политическим сообществами, между официальными представителями стран «Группы двадцати» идут оживлённые дискуссии, поскольку эксперты более свободны и независимы от каких-то внутринациональных, политических и прочих аспектов. Поэтому даже те вопросы, которые находили поддержку большинства на наших встречах, не могли найти такую же поддержку и быть единодушно принятыми в рамках официальных треков «Группы двадцати». В частности вопросы, касающиеся бюджетной устойчивости, макроэкономической стабильности, фискальной политики, находили единодушную поддержку на встречах экспертов.

Естественно, все эксперты высказывались за то, что различные страны (развитые и развивающиеся) должны проводить последовательную политику и это, собственно, залог будущего роста в мире. В то же время очевидно, что в итоговых документах настолько строгие обязательства, в том числе количественные, не могли быть приняты. Точно также, например, в вопросе перераспределения квот МВФ, который на уровне экспертного сообщества признавался фактически решённым. Очевидно, что это решение соответствует современному раскладу в мире, однако этот вопрос за время нашего председательства так и остался не решённым.

С другой стороны, должен сказать про темы, которые обсуждались на встрече в декабре. Например, рассмотрение международной торговли в формате формирования глобальных цепочек добавленной стоимости. То есть взгляд на внешнюю торговлю не как на обмен товарами, а как на элемент межстрановой производственной кооперации, когда компания производит новый конкурентоспособный продукт и непосредственно участвует в международной торговле. Этот тезис был заявлен на нашем экспертном совете, прошёл через всё российское председательство и нашёл отражение в итоговых документах. Также финансовая грамотность и вовлечённость населения в финансовый сектор, развитие финансовых услуг - все эти вопросы широко обсуждался нами и, в общем, это одно из тех направлений, где были достигнуты успехи за время российского председательства.

С другой стороны, по ряду вопросов между экспертами и политиками наблюдалось единодушие в том смысле, что пока ни эксперты, ни политики не были готовы к принятию решений. Например, в вопросах применения системы «Базель III» или подходах к регулированию мировых энергетических рынков, где, как я уже сказал, не было согласия ни на экспертном уровне, ни в общем нельзя сказать, что здесь принято окончательное решение.

Тем не менее, формат Think 20 развивается. Я знаю, что Австралия планирует в рамках председательства провести помимо встречи, которая состоится в декабре и также будет предшествовать встрече шерп, ещё по крайней мере одну, а может быть и две встречи. То есть формат становится более живым, приближается к тому регламенту работы, который существует по другим более опытным «аутрич»-форматам. Это позволит регулярно доносить до лидеров стран, до официальных лиц позицию Think 20 и ещё в большей степени, я надеюсь, влиять на решения. Тем более что в данном случае Россия тоже имеет возможность активно участвовать, поскольку формат «тройки» в будущем году сохранится. Спасибо.

Светлана Лукаш: Я хотела бы передать слово Олегу Прексину, представляющему формат Business 20, наиболее устоявшийся формат в «Группе двадцати». Мы проводили в течение года несколько встреч с представителями всех целевых групп B20, и по признанию шерп, моих коллег, это были наиболее информативные, существенные встречи. Очень много рекомендаций, особенно в сфере инвестиций, торговли и, как я уже говорила, занятости мы учли. Сейчас интересно узнать мнение самого Business 20.

Олег Прексин: Уважаемые дамы и господа! Мы действительно исторически появились немного раньше, чем остальные «аутрич»-группы, и наверное, восходим к первым встречам, которые прошли у «Группы двадцати» в целом. Конкретно, наверное, первой встречей можно считать встречу лидеров ведущих организаций бизнеса стран «Группы двадцати» с Премьер-министром Великобритании в Лондоне в 2009 году. Нельзя сказать, что это был полный формат, как нельзя сказать, что у нас был полный формат встречи и на следующем саммите G20 в Торонто, где от каждой из двадцати стран бизнес был представлен тремя представителями. Сейчас мы, конечно, выросли весьма и весьма существенно - и в плане содержательном, и в плане организационном.

Причём председательство РСПП (Российский союз промышленников и предпринимателей) в Business 20 и руководитель Business 20, президент РСПП Александр Шохин уделяли особое внимание тому, чтобы заложить организационные основы Business 20 на будущее и по возможности согласовать их с нашими коллегами из Австралии и Турции - председателями «Группы двадцати» в 2014 и 2015 году. На слайде показано как развивались целевые группы Business 20. Мы постарались, сжав общее число целевых групп, приблизиться максимально к приоритетам российского председательства, не потерять ничего из важных направлений.

Я буквально вчера вернулся из Лондона, где проходила предварительная встреча по обсуждению австралийских приоритетов. Это заседание шло целый день и было разбито на две части. Отрадно отметить, что первая часть была посвящена анализу деятельности Business 20 в период российского председательства, вторая - тому, как и что из нашего опыта может быть использовано австралийским председательством в первую очередь. Кстати, Турция тоже была широко представлена - порядка 50 руководителей крупнейших международных корпораций, консультационных компаний приняли участие в этой встрече. Хоть мы и были в Лондоне, но тем не менее, были на австралийской территории. Что интересно, к участникам этой встречи обратился Премьер-министр Австралии Тони Эбботт, который отметил, что повестка австралийского председательства только ещё будет объявлена, но тем не менее, он уверен, что вопрос содействия экономическому росту и создание рабочих мест (то есть наши приоритеты), практически воспринимаются как приоритеты австралийского председательства. Видимо у нас остаётся буквально несколько дней до официального объявления.

Следующий слайд отражает только некоторых из участников. Первая верхняя часть - это ведущие организации бизнеса стран «Группы двадцати», а во второй части, ниже, - компании, которые самым активным образом участвовали в работе над рекомендациями Business 20. Но я хочу подчеркнуть, что это далеко не полный список и здесь надо говорить о сотнях участников, разбившихся на семь целевых рабочих групп, которые были созданы в период нашего председательства.

Принципы достаточно известны, я не буду особо вдаваться в детали. Здесь видно, что мы использовали, наверное, впервые такой формат поэтапного представления рекомендаций, заблаговременного. Мы начали с представления в мае «Зелёной книги» с проектами рекомендации. У нас был некий промежуточный вариант с учётом первых изменений, уточнений, дополнений, который появился и на сайте, и в твёрдом формате к Петербургскому международному экономическому форуму (ПМЭФ). 22 июня у нас на полях ПМЭФ прошёл саммит Business 20, опять же с учётом широкого обсуждения - порядка 600 участников саммита из 6000 участников форума. Мы, кстати, были открыты для любых участий, обсуждений, дискуссий. С учётом их рекомендации мы сделали окончательный вариант «Белой книги», который был представлен непосредственно на встрече с лидерами «Группы двадцати» в Санкт-Петербурге, где мы с господином Шмаковым (Михаил Шмаков, председатель Labour 20 в 2013 году, председатель Федерации независимых профсоюзов России) присутствовали. Этому предшествовала встреча «актива» - более 100 человек из Business 20 два часа общались с Президентом России во время Петербургского экономического форума. Собственно, переход от «Зелёной» к «Белой книге» и отражает нашу постепенную эволюцию.

Я также хотел бы обратить внимание на несколько фактов. Нас высоко оценила «Группа двадцати» и, наверное, не без оснований, потому что когда мы посчитали результативность нашей работы, - мы дали самое большое число рекомендаций за всю историю Business 20. Всего рекомендаций было 403 - это не наш подсчёт, это совместный подсчёт Университета Торонто и Высшей школы экономики, которые ведут эту статистику (она есть на сайтах) в течение уже многих лет. Кстати, они ведут статистику и по «Группе восьми» ещё со времён G7, и по G20, поэтому я думаю, что цифры объективные.

У нас из этих 403 рекомендаций было 140 - то есть каждая третья рекомендация была сделана представителями наших рабочих групп. Из них 75 были так или иначе отражены в решениях «Группы двадцати» из 130 рекомендаций за все 5 лет.

Также коротко отмечу несколько важных блоков рекомендаций в сфере макроэкономики. Если посмотрите (новый слайд), зелёным цветом обозначены семь рекомендаций, которые были отражены в итоговых документах «Группы двадцати». Здесь мы в лидерах по сравнению со всеми саммитами, даже начиная с Торонто.

Большое внимание было уделено теме занятости. Здесь, кстати, присутствовала госпожа Москвина (Марина Москвина, шерпа целевой группы Business 20 «Открытость и противодействие коррупции»), благодаря которой мы, наверное, по этой части вышли в абсолютные лидеры. Это было отмечено только что Светланой Лукаш. Это заслуга и её, и господина Якобашвили (Давид Якобашвили, председатель целевой группы Business 20 «Создание рабочих мест, занятость и инвестиции в человеческий капитал»), который возглавлял эту группу.

В сфере инвестиций у нас тоже было очень много сделано. Огромное внимание было уделено этой теме, поскольку мы считаем её ключевой не только для российского председательства, но и в целом для развития глобальной экономики.

Я не буду больше задерживать ваше внимание, но готов буду вместе с коллегами ответить на вопросы. Спасибо.

Светлана Лукаш: Я бы хотела передать слово Михаилу Шмакову, который представляет Labour 20. И Labour 20 мы обязаны одним из главных успехов российского председательства. Именно Михаил Викторович когда-то, ещё в середине 2012 года, озвучил идею: «А не плохо бы собрать вместе министров финансов и министров труда». Тогда мы подумали, что это совершенно не реалистичная идея, она не поддерживалась всеми партнёрами на тот момент, особенно со стороны министров финансов, но потом с течением времени мы вернулись к этой идее, и это оказалось наиболее ярким инновационным элементом российского председательства.

Михаил Шмаков: Я хотел поприветствовать всех участников и поздравить с успешным завершением года российского председательства в «Группе двадцати», который буквально завтра закончится, и председательство перейдёт к Австралии.

Labour 20 считает, что российское председательство и саммит, который прошёл в Санкт-Петербурге, внесли значительный вклад в развитие диалога, который происходит в «Группе двадцати» между руководителями крупнейших экономик мира. Мы отмечаем, что социальный диалог занял важное место в повестке дня форума, где была официально подтверждена роль Labour 20.

Оказались весьма успешными, как Светлана Владимировна уже сказала, инновации российского председательства в форме проведения совместной встречи министров труда и министров финансов G20, а также стремления придать последовательный характер государственной политике стран «Группы двадцати», которая должна быть преемственной от председательства к председательству и от саммита к саммиту. Чтобы это были не просто ни к чему не обязывающие переговоры, а принимались бы решения, которые потом выполнялись бы государствами. И это тоже было подчёркнуто как раз в Санкт-Петербурге.

Labour 20 отмечает хорошие перспективы для создания новых рабочих мест (на эту тему был достаточно конкретный деловой разговор), которые открываются в результате совместной встречи министров труда и министров финансов G20, прошедшей в июле в России. Одним из трёх основных пунктов повестки дня саммита в Санкт-Петербурге стали рабочие места и экономический рост. Обязательства, принятые лидерами в совместной декларации, предоставляют министрам труда и финансов широкие полномочия по продолжению и укреплению их взаимодействия в будущем. Ряд выводов о важности создания качественных рабочих мест, ведения коллективных переговоров и гарантий прав на рабочем месте, сделанных в июле на этой совместной встрече, тоже нашли отражение и в Санкт-Петербургской декларации лидеров «Группы двадцати».

Также мы достигли прогресса в налаживании и в продолжение социального диалога на уровне «Группы двадцати». В ходе саммита G20 представители профсоюзов приняли участие в совместном заседании с Business 20, а также с главами государств и правительств «Группы двадцати», которые в своей декларации высоко оценили вклад бизнес-сообщества и профсоюзов и признали определяющее значение социального диалога как инструмента достижения целей стран G20 по стимулированию роста, занятости и большей социальной сплочённости. Но Labour 20 считает необходимым ввиду ухудшения ситуации с занятостью или, по крайней мере, медленного выхода из кризиса занятости, который существует в мире, провести в 2014 году новую совместную встречу министров труда и министров финансов накануне саммита в Брисбене.

Международная конфедерация профсоюзов и Объединённый профсоюзный консультативный комитет при ОЭСР в настоящее время проводят опрос с целью выяснить, как членские организации в странах «Группы двадцати» оценивают действия своих правительств. Labour 20 обнародует результаты своего опроса в начале председательства Австралии в G20, то есть буквально в декабре. Итог нашего опроса мы представим для того, чтобы это было учтено на австралийском саммите.

Также мы позитивно оцениваем то, что продолжает свою деятельность рабочая группа G20 по вопросам занятости. Мы считаем, что она должна стать ключевым инструментом реализация обязательств, содержащихся как в декларации лидеров, так и в Санкт-Петербургской стратегии развития. Также мы с удовлетворением отмечаем продление мандата для этой группы ещё на год. Она была создана как раз для того, чтобы вопросы занятости занимали важное место во встречах лидеров «Группы двадцати».

В целом Labour 20 будет продолжать диалог с Business 20 по выполнению соглашения о качественном начальном профессиональном обучении, а также по реализации совместных рекомендаций к встрече министров труда и министров финансов «Группы двадцати», которая состоялась в июле этого года. Мы считаем, что это надо продолжать, и Labour 20 и впредь готова сотрудничать с Business 20 и G20 для достижения всех целей, которые были на саммите, обсуждались и вошли в итоговую декларацию лидеров. Мы считаем, что прогресс на лицо и в следующих встречах надо также добиваться прогресса.

Светлана Лукаш: На самом деле в этом году формат взаимодействия «Группы двадцати» с представителями бизнеса и профсоюзов, вышел на качественно новый уровень.  «Бизнес двадцатка» и «Профсоюзная двадцатка» участвовали во многих встречах рабочих групп и прошли ряд этапов: встречи с экспертами G20, шерпами и министрами труда, оказали влияние на диалог министров финансов и министров труда и занятости, а также на полях саммита встретились с лидерами «двадцатки». Может быть, благодаря этому были достигнуты столь значимые, прорывные решения на официальном треке. В частности, мы («Группа двадцати» имеется в виду) достигли понимания, что необходим интегрированный подход к выработке политики в отношении рынка труда. Трудовая и социальная политика должна рассматриваться не сама по себе, а обязательно во взаимосвязи с макроэкономической и финансовой политикой, политикой в сфере стимулирования инвестиций. Во многом, я считаю, это заслуга нашего интенсивного диалога с бизнесом и профсоюзами.

Дальше хотела бы перейти к, с моей точки зрения, одному из самых интересных диалогов в этом году - диалогу с гражданским обществом.

Гражданское общество всегда присутствовало в «Группе двадцати», пыталось влиять на решения, пыталось добиться какого-то тесного взаимодействия с официальными представителями. Я наблюдала это в течение 5 лет. Это всегда носило стихийных характер: когда-то им удавалось - официальные представители встречались с гражданским обществом; когда-то - наоборот противодействовали, а во время саммитов «Группы двадцати» иногда всё проходило совершенно спокойно; иногда это были стихийные бедствия, как во время саммита в Торонто с акцией антиглобалистов.

Поэтому российское председательство с самого начала решило вывести диалог с гражданским обществом на открытый, прозрачный, эффективный уровень, и мы начали взаимодействовать и через наш актив неправительственных организаций. Мы обеспечили диалог  с глобальным гражданским обществом на всех уровнях - на экспертном уровне, на уровне рабочих групп G20, на уровне шерп и по итогам работы организовали встречу представителей Civil20 с Владимиром Путиным.

Я передаю слово Алёне Перышкиной - сопредседателю Civil 20.

Алёна Перышкина: Мы уже в течение 5 лет работаем вместе и, благодаря участию Светланы Владимировны, мы имеем возможность тот процесс, который проходил стихийно, институциализировать, сделать его действительно устойчивым и обеспечить такой уже привычный формат в саммитах, которые будут в Австралии, в Турции и в других странах.

Я бы хотела, на самом деле, остановится всего на трёх аспектах Civil 20: первое - основные темы; второе - это каким образом была обеспечена открытость и инклюзивность, то есть возможность участия всех заинтересованных сторон; и третье - о результатах, потому что, если не было бы результатов, наверное, смысла организовывать это процесс не было.

Что касается тем. Для гражданского общества в целом характерно поднимать такие темы, которые являются чувствительными, неудобными для политиков и в тоже время представляют интерес. И основная задача гражданского общества - это, прежде всего, доступ к благам экономического роста для наиболее уязвимых групп населения: женщин, трудовых мигрантов, людей с ограниченными возможностями, пожилых людей.

Такая тема как социальная инклюзивность была заявлена Civil 20. Была обозначена не только сама тема, но также предложены пути ее достижения. Вопросы создания рабочих мест, повышения эффективности налоговых систем, искоренение коррупции - всё это является приоритетом инвестиций в человеческий капитал. Эти темы обсуждались как на встрече шерп, так и вошли в итоговые рекомендации рабочих групп, которые работали и подготавливали свои документы для «Группы двадцати».

Вторая тема, которая была для нас интересна, - это финансовая грамотность. Россия - и пионер, и, наверное, один из наиболее успешных примеров того, как финансовая грамотность от заявлений транслируется в действие. По вопросу финансовой грамотности нами были затронуты такие аспекты, как повышение уровня образования пожилых и малообразованных людей, которые, как показала практика, часто становятся жертвами финансового мошенничества и недооценки собственных рисков.

Третья тема - это содействие международному развитию. Цели развития тысячелетия до 2015 года подходят к концу и пора определяться с повесткой развития после 2015. К этому аспекту был особый интерес среди международных организаций. Были подготовлены результаты, и работа будет продолжена в формате как G8, так и G20. Это возможность для нас, для России в целом понять: для чего гражданскому обществу участвовать в глобальном процессе и в чём будет позитивный результат.

Мне кажется, есть ещё одна уникальная особенность у российской Civil 20 - это тот формат, который мы создали, который мы представили, - и уже сейчас он будет использоваться в Австралии и, я думаю, что Турция его переймет. Это формат возможности доступа для всех заинтересованных лиц участвовать в процессе, диалогах, обсуждениях. Как это было организовано? Была создана краудсорсинговая платформа. Практически любой человек, который проявлял интерес, мог направить свои предложения, и его предложения были услышаны. Второе - это наш сайт. Третье - это то, что Civil 20 также использовала формат работы «тройки». Мы в данный момент будем продолжать работу и очень надеемся, что Civil 20 будет поддержана и формат «тройки» сохранится, потому что этот формат позволил нам встретиться с лидерами. Это всегда задача для гражданского общества, чтобы донести непосредственно те рекомендации, которые были подготовлены, чтобы они были услышаны лидерами. Так вот, самый удобный формат, он доказал свою работоспособность - это формат «тройки».

В этом году мы будем работать по двум направлениям: у нас начинается работа по «Группе восьми», но мы будем продолжать работать в рамках Civil 20 в Австралии уже в качестве партнёра. Мы плотно работаем и с секретариатом, и готовы дальше оказывать содействие и помощь, чтобы всё, что было накоплено, стало привычным форматом, и никто не удивлялся, не считал, что это что-то новое, а считали, что Civil 20 - это часть общего политического процесса в мире. Спасибо большое.

Светлана Лукаш: Алёна упомянула такую тему, как финансовая грамотность. По этой теме у нас практически 100% совпадение в рекомендациях Civil 20 и итоговых документах лидеров. Также по теме коррупции гражданское общество впервые участвовало во встречах рабочей группы «двадцатки» и в декларации лидеров был отмечен их вклад в работу группы.

Я хотела бы перейти к самому динамичному, интересному и блестящему участнику сегодняшней встречи - формат Youth 20. Я помню, ещё в 2006 году у нас начинался формат Junior 8, тогда тоже это было новшеством и привнесло действительно очень много успеха, очень много позитива в дальнейшее взаимодействие. Чтобы хотелось отметить? Что после встречи представителей Youth 20 с Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным, в своих последующих выступлениях по вопросам «Группы двадцати» Владимир Владимирович упоминал несколько раз, ссылался на рекомендации Youth 20. Я думаю, что это повод с особым вниманием послушать Романа Чукова.

Роман Чуков: Уважаемые дамы и господа! Позвольте, в первую очередь, от лица всех участников Youth 20, от лица всех организаторов, многие из которых также присутствуют в этом зале, поздравить Светлану Владимировну с назначением на должность российского шерпы и сказать спасибо ей и всем тем людям, которые поддерживали нас весь год и которые сделали Youth 20 возможным.

Молодёжное направление стратеги внешних связей российского председательства заняло достаточно активную позицию на протяжении целого года. У нас прошло очень много мероприятий, ключевым принципом и подходом которых, конечно же, являлись прозрачность, открытость и доверие.

Один из самых ярких элементов - это, конечно, ежегодный отбор российской делегации. Огромное спасибо тем делегатам, которых мы отобрали. Они также присутствуют в этом зале. Процесс отбора российской делегации ещё с 2006 года, как Светлана сказала, который инициировала Российская Федерация на формате Junior8, становится знаковым событием в российской молодёжной политике. Мы рады сказать, что эти традиции ещё с 2006 года мы продолжаем, и они нашли своё отражение в отборе на Youth 20, и в продолжающемся отборе уже на Youth 8 на следующий год. Кстати, этот отбор уже идёт, он закончится 1 декабря, поэтому у каждого ещё есть шанс поучаствовать. Все подробности на сайте Youth 20: http://www.y20russia.ru/.

Главным событием года в молодёжной политике, как мы это называем, стал саммит Y20 Russia 2013, который пошёл в Санкт-Петербурге 18-21 июня. Мы имели честь открывать Петербургский форум, потому что, как уже было сказано, несколько «аутрич»-форматов работало на площадке именно Петербургского международного экономического форума, где Youth 20 также провела несколько кросс-секций, в том числе с представителями Business 20. Это был очень интересно, поскольку, по сути, работодатели общались со своими будущими сотрудниками и, наверное, и те, и другие узнали много нового.

Результаты Y20 Russia 2013 были такими же, как и у других форматов. Мы представили свой итоговый документ, который называется «Декларация участников саммита Y20 Russia 2013», и имели честь 20 июня представить эти документы шерпе Российской Федерации, и встретиться с Президентом Владимиром Путиным, который нас удивил тем, что уделил нам столько времени и ознакомился непосредственно со всем документом прямо во время встречи, после чего дал достаточно субстантивные комментарии по каждому из пунктов. Мы оценили это, и нам было очень приятно, что потом Владимир Владимирович даже в пленарной речи на ПМЭФ отдельно упомянул о нашей встрече и о тех предложениях по деофшоризации экономики, которые мы выдвинули.

Одним из самых интересных, на наш взгляд, предложений, которые мы особенно обсуждали во время встречи с Президентом, было предложение о единой базе данных вакансий «Группы двадцати». Несмотря на свою идеалистичность, оно нам до сих пор кажется очень интересным. По нашему мнения достаточно много наших предложений в том или ином виде попали в итоговую декларацию. В частности, в рамках оптимизации социальной политики с нашей стороны было много предложений, в том числе по финансовой грамотности и по занятости.

Очень много, конечно, было таких предложений, которых от нас не ожидали, которые касались реформы глобальной финансовой архитектуры. Эксперты после нашего саммита часто говорили о том, что мы замахнулись немного дальше, чем стоило. Но мы считаем, что проделали очень хорошую работу, и собираемся продолжать её дальше.

В данный момент мы так же, как и Civil 20, уже активно взаимодействуем с австралийскими партнёрами, которые в переписке мне уже сообщили, что мы им поставили сложную задачу. Они сказали, процитирую дословно: «You gave us big shoes to feel in». Соответственно мы будем помогать всячески нашим австралийским партнёрам, которые будут проводить Youth 20 в Австралии. И ещё раз спасибо всем, кто участвовал в нашем процессе.

Светлана Лукаш: Прежде чем передать слово господину послу - Полу Майлеру, я бы хотела отметить, насколько важен был в официальном треке механизм «тройки», который уже упоминали все присутствующие. По сути, этот механизм в 2013 году заработал в полную силу и был действительно полезен. Чем был полезен? Во-первых, он позволяет обеспечить преемственность в «Группе двадцати». Все решения, которые принимались на протяжении 5 лет её существования и которые были приняты в этом году, должны быть  реализованы. Именно механизм «тройки» позволяет обеспечить, чтобы все решения лидеров «Группы двадцати» были выполнены, не забыть о них из года в год и следить за их реализацией в полном объёме. Во-вторых, механизм «тройки» нужен, чтобы координировать всю предлагаемую повестку. Очень сложно, на самом деле, сфокусироваться на самых главных для наших стран решениях и при этом обеспечить, чтобы все рассматриваемые темы были важны для всех стран. «Группа двадцати» - это консенсус. Там не может быть тем, которые неинтересны какой-либо из стран. Механизм «тройки» позволяет обеспечить полную координацию всей политики. Конечно, это, прежде всего, помощь в достижении, помощь в диалоге со всеми партнёрами, со странами, не входящими в «Группу двадцати», с «аутрич»-группами, которые присутствуют здесь. Мы очень благодарны Австралии и Мексике за поддержку, которую нам оказывали эти страны в этом году и помогали доносить идеи российского председательства до всех уголков планеты, тех уголков, которые мы не успевали охватить. Пожалуйста, господин посол.

Пол Майлер: Большое спасибо, Светлана, за Вашу поддержку в течение года и особенно сейчас. Я думаю, что один из самых сложных моментов председательства России был связан с взаимодействием в формате «аутрич» и их деятельностью в целом. Предыдущие спикеры были единодушны и правы в том, что российское председательство задало новые рубежи и поставило новые планки, которые теперь необходимо достигать и Австралии. Самое важное для нас - это продолжать те темы, которые были предложены Россией: создание рабочих мест, экономический рост, а также другие актуальные темы для развития мировой экономики.

Что касается макроэкономики, фискальной политики, мы ищем направления, как заинтересовать бизнес, чтобы он проявлял себя более динамично в этих направлениях. Мы надеемся на очень продуктивную дискуссию внутри «Группы двадцати» и будем делать упор на повышение эффективности работы «двадцатки».

Мы, конечно, хотели бы услышать и мнение Youth 20 по вопросам повышения эффективности и транспарентности «Группы двадцати». Обсуждение тем и приоритетов в течение года невозможно и без гражданского общества, потому что на повестке дня будут рассматриваться вопросы развития, где голос их важен. Необходимо и мнение экспертного сообщества G20. Мы собираемся использовать опыт и экспертное мнение всех «аутрич»-групп в следующем году. Премьер-министр Австралии на следующей неделе сделает несколько официальных заявлений в связи с председательством Австралии в следующем году, и я не хотел бы опережать их.

Буквально еще несколько слов в качестве комментария о председательстве России. Это был, безусловно, успешный год. Несколько выступавших говорили о том, что это был первый год, когда все «аутрич»-группы завершили свою работу очень оперативно, ещё до проведения саммита. Это было очень важно, потому что лидерам это дало пару месяцев для того, чтобы обсудить и обдумать те рекомендации, которые были сделаны. Честно говоря, рекомендации «аутрич»-групп раньше появлялись накануне проведения саммита и фактически задерживали процесс обсуждения и принятия окончательных решений. То, что произошло в этом году, такая очень предварительная, с хорошим временным интервалом подача рекомендаций, - очень помогла работе лидеров.

И мне очень понравились встречи, которые проходили в рамках ПМЭФ: саммиты «Деловой двадцатки» и «Молодежной двадцатки». Безусловно, как уже говорилось не раз, Президент Российской Федерации отметил вклад Youth 20, и это вдохновляет. Процесс отбора молодежи на саммит проходил очень тщательно, как в Российской Федерации, так и в Австралии. Мы тоже будем проводить очень жёсткий отбор для того, чтобы только самые лучшие вошли в делегацию.

Что касается профсоюзов, как уже было сказано, этот инновационный подход - встреча министров труда и министров финансов - очень важен для «двадцатки». Это то, что мы будем продолжать и в следующем году, потому что это две стороны одной медали, связанные с повышением производительности и экономическим ростом.

Но я бы хотел отметить еще один момент, связанный с Civil 20. В первой половине года мне было очень интересно посмотреть, как же будет развивать процесс Civil 20 в России. И я был просто впечатлён тем, как всё сложилось, как всё происходило. Civil 20 показала высокий инновационный уровень, высокий уровень активности, которого не было ранее. Интернет платформа, открытость и поддержка, которую показали шерпы на саммите, - эта группа действительно произвела впечатление своей работой. И для нас это большой и важный урок, который показывает, что гражданское общество может многое сделать и многое донести до своих правительств. Это урок для нас, для нашей делегации Civil 20, для господина Костелло (Тим Костелло, исполнительный директор организации World Vision Australia), который будет возглавлять эту группу. Он провёл примерно полуторачасовую встречу с господином Путиным, обсуждая роль гражданского общества и политику, и критику в адрес правительства в позитивном ключе: как гражданское общество и правительство могут обсуждать политику, не занимаясь критиканством, цель такого общения - улучшить деятельность правительства, не поменять правительство, но изменить его политику. Это была очень плодотворная, очень интересная и полезная дискуссия. Это можно считать очень позитивным, положительным результатом работы этого года.

Я понимаю, что ещё, возможно, будут вопросы, но с моей точки зрения, - год председательства России был замечательный во всех форматах, в том числе в формате «аутрич»-групп. Профессионализм и степень включённости всех участников и интерактивность на всех уровнях вне зависимости от того, что происходило в стране или могло происходить, произвело впечатление.

Светлана Лукаш: Приятно услышать мнение следующего председателя в «Группе двадцати» и действительно столь высокую оценку. Спасибо!

Ведущий: Спасибо большое! Дамы и господа, мы переходим к вопросам.

Вопрос: Светлана Владимировна, подводя итог, как Вы объективно оцениваете вклад различных «аутрич»-групп в работу G20 и, на ваш взгляд, стоило ли расширять формат за счёт участия других «аутрич»-групп?

Светлана Лукаш: Наверное, сначала отвечу на первую часть вопроса. Так сложилось, что фактически от каждой «аутрич»-группы мы получили наибольший вклад по теме, которая, может быть, больше соответствует этой группе. То есть от Labour 20 были потрясающие рекомендации в сфере занятости, социальной защиты, создания рабочих мест. От Business 20 был замечательный вклад, прежде всего, в сфере инвестиций, торговли как источника роста экономики, в сфере инноваций. От Civil 20 был неоценимый вклад в сфере содействия развитию. Все вопросы, начиная от продовольственной безопасности, финансовой грамотности, разработки повестки развития на период после 2015 года, оценке эффективности целей развития тысячелетия, противодействия коррупции - этот вклад мы получили от Civil 20. Youth 20 потрясла своим инновационным подходом, то есть ряд рекомендаций, да возможно сложно их согласовать на данном этапе в формате «Группы двадцати», но мы как официальный трек были крайне заинтересованы их рассмотреть. Там действительно были инновационные идеи. Почитайте декларацию, это действительно интересно.

То есть каждый формат привнёс что-то своё в сфере, в которой они наиболее сильны. Это позволило учесть все эти рекомендации. Формат экспертных центров задал тон. Мы услышали, что экспертное общество ожидает от «Группы двадцати». Услышав это мнение ещё в декабре 2012 года, мы старались если не соответствовать этим ожиданий, то по крайней мерее выдержать тот высокий уровень, который ожидало экспертное общество от «Группы двадцати» в этом году.

Какие новые форматы? Я думаю, что здесь представлены основные группы влияния, и то, что австралийское председательство решило последовать этим же путём и выбрать эти форматы в качестве основных для своего года председательства, наверное, доказывает, что наш выбор был правильным.

Вопрос: Алёна Николаевна, скажите, пожалуйста, насколько был, на ваш взгляд, проявлен интерес гражданского общества к тематике форума, какие достижения Civil 20 в этом году вы можете отметить, какие считаете основными?

Алёна Перышкина: Что касается интереса к этому процессу, мы долго об этом говорили, что он был действительно очень большой, и я просто приведу цифры. Нам удалось на краудсорсинговой интернет-платформе собрать более 1000 организаций и не только из стран «Группы двадцати». Платформа работала на четырёх языках - английском, испанском, французском и русском.

Плюс ещё, я не сказала в своём выступлении, у нас прошёл саммит, и благодаря поддержке российского председательства - я думаю, в Австралии, будет такая же поддержка - 200 стипендий было выделено международным организациям для того, чтобы они просто могли приехать и участвовать в диалоге. И у нас было одно из решений - проводить национальные форумы. То есть, чтобы была площадка, где можно было бы обсуждать вопросы наиболее трепетные в целом для людей и, наверное, те вопросы, которые требуют срочного вмешательства со стороны людей, принимающих решение, неотлагательных мер.

В нашем саммите приняли участие: Аркадий Дворкович (заместитель Председателя Правительства Российской Федерации); и Алексей Кудрин (декан факультета свободных наук и искусств СПбГУ) - он прямо на саммите сказал, что это очень хорошая идея - зачем откладывать, давайте такой форум организуем. 23 ноября состоялся такой гражданский форум (мы тоже приняли в нём участие), который как раз стал той площадкой обсуждения социальных вопросов на страновом уровне.

Одно из достижений, хочу сказать очень кратко, это, наверное, то, что мы ставили как цель, - конструктивный, ориентированный на результат диалог гражданского общества и официальных лиц, ответственных за разработку государственной политики в «Группе двадцати». Мы этого добились. Это большой результат.

Вопрос: Вопрос к Роману Чукову. Как Вы считаете, как молодое поколение оценивает работу «Группы двадцати» и чем ваша работа отличается от работы G20?

Роман Чуков: На самом деле, интересный вопрос. Уже Светлана Владимировна говорила, чем мы отличаемся. Я считаю, наши предложения, действительно, сложнее согласовать между собой. При этом Светлана Владимировна уже упоминала, что предложения интересные, но на «взрослом» уровне их сложнее согласовать.

Но ведь вдумайтесь, если они написаны в декларации, это значит, что молодёжь всех двадцати стран плюс приглашённых участников согласовала эти предложения. Значит, молодое поколение действительно так думает. И на встрече Владимир Владимирович Путин нас как раз спросил, прочитав одно предложение касательно отмены регионального принципа выбора руководства МВФ: «Вы точно все на этом согласились? Это точно позиция всех участников, а не только развивающихся стран?» И все ответили: «Да, это точно наша позиция». И молодёжь, как раз, показывает, что мы готовы сотрудничать, мы хотим сотрудничать и мы, в каком-то смысле, наверное, будем стараться давать пример нашим взрослым коллегам по тому, как нужно договариваться.

Но, соответственно, в чём ещё отличие, конечно в том, что  глобальное мировое сообщество с большим вниманием следит за работой «Группы двадцати», а не за Youth 20. Но мы в свою очередь следим за будущим каждого из участников молодёжных саммитов, и я вам хочу сказать, что очень многие уже из тех, кто с 2006 года прошёл через все саммиты и в России, и в других странах, - многие из них сегодня работают и в правительствах, и в администрациях глав государств стран «Группы двадцати». Поэтому я считаю, что процесс преемственности как раз наиболее нагляден, когда мы говорим о том, как Youth 20 в своё время становится G20.

Вопрос: Роман Сергеевич, ещё к Вам один вопрос. Вы говорили, что у вас проходит отбор молодых специалистов, молодых кадров к вам в Youth 8. По каким критериям вы отбираете молодых людей, какими качествами должен обладать молодой человек, чтобы к вам попасть?

Реплика: Огромное спасибо, в свою очередь господину послу, который отметил наш отбор. И действительно это то, чем Россия гордится. Повторюсь, с 2006 года работает этот механизм по поиску и продвижению именно талантливой молодёжи. Отбор всегда является всероссийским и всегда направлен на то, чтобы в нём могли принять участие все ребята, вне зависимости от того, где они находятся. Меня, например, в 2009 году отобрали в Ставропольском крае. В 2006 году отбор был всероссийским, а после этого - стал проводиться по федеральным округам.

Качества, которыми должен обладать каждый участник - это, конечно же, высокие знания иностранных языков, в первую очередь английского. Потому что на любых саммитах (взрослых или молодёжных), конечно, задаёт тон тот, кто хорошо говорит. Какими бы золотыми не были предложения, если вы не можете их отстоять, то смысла в них нет. Поэтому те, кто хорошо владеют английским языком, у них уже огромное конкурентное преимущество. И естественно, презентативность, коммуникационные навыки и работа в команде - этому мы традиционно уделяем первостепенное значение при отборе российской команды. Мы хотим, чтобы на саммите Россию представляла именно команда. Поэтому призываем всех поделиться этой информацией и участвовать, если вам до 25 лет.

Светлана Лукаш: Я хотела бы сделать ремарку по итогам всех выступлений. Может быть, это нескромно, но мы действительно довольны нашей работой в этом году, нашим диалогом с «аутрич»-партнёрами, со всеми группами. Не знаю, как оценит Пол Майлер, но мне кажется, что мы вывели диалог с заинтересованными сторонами на совершенно иной качественный уровень. Действительно, он принёс очень много результатов. Все стороны остались довольны проделанной работой и достигнутыми результатами. Это очень серьёзный уровень. Это то, в чём «Группу двадцати» всегда критиковали, - что она закрытый формат, что нет достаточного общения с лицами, на которых влияют принимаемые решения. Мне кажется, нам удалось сломать это негативный настрой и сделать «Группу двадцати» в целом более открытой и более эффективной в этом году. Спасибо.

Пол Майлер: До встречи в Брисбене!

Мультимедиа