eng / рус

Новости

Версия для печати
  • Пресс-конференция «Итоги председательства России в G20»

Подведены итоги председательства России в «Группе двадцати»

29 ноября 2013 года в Москве состоялась пресс-конференция, посвящённая результатам года российского председательства в «Группе двадцати» и приоритетным направлениям дальнейшего участия России в работе G20. Кроме того, это мероприятие ознаменовало собой официальную передачу Австралии полномочий председателя в «Группе двадцати», начиная с 1 декабря 2013 года.

Заместитель начальника Экспертного управления Президента Российской Федерации, российский шерпа в «Группе двадцати» Светлана Лукаш рассказала об основных итогах российского председательства по треку шерп. Она отметила, что председательство России получило высокую оценку со стороны партнёров и достигло серьёзных результатов как для российской, так и для мировой экономики.

Напомнив, что основными целями российского председательства стало стимулирование экономического роста, поиск новых источников роста и расширение занятости, Светлана Лукаш подробно остановилась на принятых решениях и тех результатах, которые были достигнуты по таким направлениям, как создание качественных рабочих мест, борьба с уклонением от уплаты налогов, международная торговля, содействие развитию и противодействие коррупции. Ключевым результатом саммита, по её словам, стал Санкт-Петербургский план действий, который определяет стратегию стран «Группы двадцати» по достижению устойчивого, уверенного и сбалансированного роста. Кроме того, в год российского председательства был успешно проведён обзор и анализ выполнения обязательств, взятых на себя странами-участницами «Группы двадцати» в предшествующие годы.

«Саммит в Санкт-Петербурге подтвердил роль G20 как ведущего экономического форума и позволил консолидировать наши усилия. Теперь у всех стран есть чёткие планы по управлению экономической ситуацией, по созданию рабочих мест и привлечению инвестиций», - подытожила российский шерпа.

Заместитель Министра финансов Российской Федерации Сергей Сторчак также выразил уверенность, что российское председательство в «Группе двадцати» и как процесс, и как результат зафиксируется в истории мировой финансовой дипломатии. «Для меня итог работы G20 в текущем году состоит в основном в том, что мы как клуб доказали возможность чёткого взаимодействия не только в условиях кризиса. Мы доказали, что в условиях, когда на первое место выходят национальные интересы, интересы, связанные со стимулированием экономического роста, в том числе, через экспорт, страны G20 в состоянии договариваться и двигаться по скоординированному пути», - подчеркнул он.

Ключевая тема финансового трека, сообщил замминистра финансов, была связана с попыткой найти компромисс между мерами стимулирования экономического роста и усилиями по сдерживанию роста государственных долговых обязательств и уменьшению дефицита государственных бюджетов.

Говоря о будущем «Группы двадцати», Сергей Сторчак сообщил, что обсуждаются вопросы повышения её активности, избежания бюрократизации процесса. Уже достигнуты договорённости о том, что не на каждую встречу G20 будут выноситься все вопросы, приоритетные для данного председательства. Кроме того, речь идёт о большем влиянии процесса шерп на процесс министров финансов, а также об усилении роли «тройки».

В свою очередь Ксения Юдаева, заместитель председателя Центрального банка России, напомнила, что 2013 год был годом пятилетия G20. «Это время подведения итогов, время переосмысления и, возможно, время переопределения повестки, смещения её в новую плоскость. Именно это произошло во время российского председательства», - сказала она и пояснила, что в прошлые годы «Группа двадцати» занималась в основном антикризисными мерами, а начиная с председательства России, G20 будет в большей степени концентрироваться на новой повестке развития и, частично, на вопросе выхода из антикризисных мер. Этот перелом связан и с выбранной Россией повесткой дня. «Мы решили отойти от традиции выбирать мелкие, конкретные приоритеты, которые потом затмевались насущными антикризисными повестками, и выбрали широкую тему экономического развития, инвестиций, занятости и связанные с ними вопросы», - отметила Ксения Юдаева.

В завершение встречи посол Австралии в Российской Федерации Пол Майлер сообщил, что в год своего председательства в 2014 году Австралия сохранит предложенный Россией фокус на вопросах экономического роста и создания рабочих мест, а также на теме усиления частного сектора и повышения его вовлечённости в экономику. «Мы все признаём, что макроэкономические и бюджетные инструменты правительств для обеспечения роста исчерпаны, и сегодня для роста экономики нам необходимо активное привлечение частного капитала», - подчеркнул посол. Ещё одной важной темой австралийского председательства станет, по его словам, продолжение наращивания экономической устойчивости с тем, чтобы не допустить повторения кризиса.

Пол Майлер отметил значимый прогресс в год председательства России по таким направлениям, как предотвращение размывания налогооблагаемой базы и перемещение прибыли, а также финансирование долгосрочных инвестиций в инфраструктурные проекты. Кроме того, представитель Австралии высоко оценил роль России в поддержании организационной структуры G20 и обеспечении преемственности в работе форума: «Чрезвычайно важно, чтобы не только итоговые документы, принимаемые в конце года, были весомы и содержательны, но чтобы G20 как организация становилась с каждым годом сильнее и сильнее. И я считаю, что российское председательство справилось с этой задачей».

По итогам пресс-конференции состоялась символическая передача председательства в «Группе двадцати» от России к Австралии. Напомним, что официально Австралия вступит в права председателя с 1 декабря 2013 года.

* * *

Ведущий: Добрый день, коллеги! Дамы и господа, мы начинаем пресс-конференцию на тему «Итоги председательства России в G20». И, не теряя времени, передаю слово Светлане Владимировне Лукаш.

Светлана Лукаш: Мне очень приятно подводить итоги российского председательства, которое, по мнению многих (да, на самом деле всех наших партнёров), было очень успешным и завершилось с большим количеством очень серьёзных результатов как для российской, так и для мировой экономики.

«Группа двадцати» - ведущий мировой форум многостороннего экономического и финансового сотрудничества. Такое признание она получила не просто так, а благодаря преодолению мирового экономического финансового кризиса 2008 года. Поэтому для России было колоссальной ответственностью принять председательство в этом году.

При определении наших приоритетов мы учитывали сложившуюся осенью 2012 года - начале 2013 года ситуацию в экономике, а также негласное правило «Группы двадцати» об обеспечении преемственности повестки и глобального характера рассматриваемых вопросов. С чем мы столкнулись в экономике? Это снижение темпов экономического роста, сохранение высоких темпов безработицы, особенно среди молодёжи, необходимость поиска новых источников роста, сохранение значительных бюджетных дефицитов и разрастание государственного долга. Поэтому основными целями российского председательства стали: стимулирование экономического роста, поиск новых источников роста и расширение занятости, создание качественных рабочих мест.

Создание условий для решения поставленных задач предопределило три главных приоритета российского председательства: это инвестиции для экономического роста и расширения занятости; это транспарентные рынки и доверие на рынках для роста экономики; и это эффективное регулирование для роста экономики. Именно эти приоритеты позволили обеспечить преемственность в работе «Группы двадцати» и добиться значительного продвижения по всем основным темам повестки.

По сложившейся практике в G20 шерпа курирует так называемый нефинансовый трек вопросов, в то время как финансовые вопросы находятся в компетенции Министерства финансов. Поэтому я только назову некоторые основные темы, о которых впоследствии Сергей Анатольевич (Сергей Сторчак, заместитель Министра финансов Российской Федерации) расскажет более подробно, и сконцентрируюсь на вопросах занятости, торговли и развития.

Российское председательство помимо традиционных вопросов повестки, таких как реализация Рамочного соглашения по обеспечению уверенного, устойчивого и сбалансированного роста, финансовое регулирование, реформа международной финансовой архитектуры и ряд других, предложило несколько новых тем, которые с самого начала получили широкую поддержку всех партнёров и впоследствии всего мирового сообщества. Это, прежде всего, тематика инвестиций как нового источника роста, поиск новых источников роста, обеспечения долговой устойчивости и совершенствование управления госдолгом и главная тема, которая всплыла на поверхность с самого начала года, - борьба с уклонением от уплаты налогов.

Особым акцентом российского председательства была также отчётность. На наш год выпала почётная обязанность провести обзор обязательств практически по всем направлениям деятельности «Группы двадцати». Были подготовлены доклады о выполнении ранее принятых обязательств. Это была совершенно новаторская сфера работы для «Группы двадцати» и, по признанию многих, мы с ней справились очень успешно.

На саммите в Санкт-Петербурге было принято много важных решений как для международного сообщества, так и в интересах национальной экономики. Фактически по каждому направлению был принят план действий, нацеленный на стимулирование новых источников роста. Ключевым результатом саммита, безусловно, является Санкт-Петербургский план действий, который определяет стратегию стран «Группы двадцати» по достижению устойчивого, уверенного и сбалансированного роста. Нам удалось достичь консенсус в понимании, что страны должны сочетать политику поддержания должных темпов экономического роста с принятием среднесрочных страновых стратегий фискальной консолидации. На практике «Группы двадцати» впервые взяли на себя обязательства по снижению дефицита бюджетов. Одновременно с этим все страны также взяли обязательства по проведению структурных реформ. Все эти меры, о которых подробнее расскажет Сергей Сторчак, позволят привлечь инвестиции и побудить инвесторов вкладывать средства в реальный сектор экономики в странах G20.

В сфере занятости на первый план была поставлена задача создания новых рабочих мест. На самом деле «Группа двадцати» ещё никогда не ставила этот вопрос настолько остро - всегда фокус был направлен на социальную защиту трудящихся. Российское председательство впервые стало рассматривать создание рабочих мест не как следствие экономического роста, а как причину. Рынки труда в значительной степени остаются локальными, и конечно, нельзя было найти единый рецепт для всех стран G20, но проблемы, с которыми они сталкиваются, в принципе едины для всех - это безработица. Структурная безработица колоссальная молодёжная безработица, неформальная занятость, причём как в развитых странах Европы, так и в развивающихся. В Южной Африке молодёжная безработица в прошлом году достигала 70%. «Группе двадцати» при российском председательстве удалось разработать набор мер по обеспечению роста занятости и снижению безработицы, из которой каждая страна может выбрать и сформировать свой набор мер, соответствующий её индивидуальным особенностям.

Второй момент, очень важный и тоже ранее не звучавший в «Группе двадцати», - был предложен интегрированный подход к формированию политики в отношении рынка труда. Основной результат - договорённость о реализации интегрированной политики в финансовой бюджетной сфере и в сфере занятости, потому что задачу создания качественных рабочих мест нельзя решать в отрыве от развития экономики страны. Мы договорились о том, что нужно в комплексе учитывать макроэкономические, финансовые, социальные условия. Данный подход обеспечит необходимый баланс между спросом и предложением на рынке труда. Конечно, ключевую роль в этой договорённости сыграла, новаторская для «Группы двадцати», совместная встреча министров финансов и министров труда. Это была инновация российского председательства и, по мнению всех партнёров, она принесла колоссальный успех и прорывные решения в год нашего председательства.

Также мы впервые провели мониторинг ранее принятых мер странами «Группы двадцати» на рынках труда. Это сделало возможным эффективный обмен практиками. И уже, как сообщил нам ряд стран, в частности Япония, приняли ряд мер, предложенных в год российского председательства в сфере занятости.

Про ключевую тему российского председательства - финансирование инвестиций - Сергей Анатольевич расскажет более подробно. Но мы сделали акцент на создании условий для долгосрочных инвестиций. Все партнёры поддержали эту тему и нам очень приятно, что в следующем году Австралия продолжит уже на практике, более подробно реализовывать разработанную в этом году стратегию.

В сфере борьбы с уклонением от налогообложения на саммите был принят План действий «Группы двадцати» по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и перемещению прибыли (BEPS). Также была достигнута договорённость разработать и принять новый многосторонний стандарт обмена информацией в налоговых целях. Без преувеличения можно сказать, что за последние 100 лет это самый масштабный шаг по совершенствованию координации налоговой политики в странах «Группы двадцати», да и всего мира.

Традиционная для «Группы двадцати» и, на самом деле, самая успешная тема - реформа финансового регулирования. Это тоже будет рассказывать Сергей Анатольевич. Я же хотела бы поставить акцент на прорывном достижении российского председательства в сфере торговли. Нам удалось продлить мораторий на принятие протекционистских мер в странах «Группы двадцати» до конца 2016 года. Очевидно, что это фактор формирования предсказуемых условий для ведения бизнеса во всём мире. Это решение позволит увеличить инвестиционную активность во всех странах в отраслях, связанных с интенсивным экспортом-импортом товаров и услуг. Безусловно, торговля всегда рассматривалась нами как один из ключевых источников экономического роста.

Другой аспект, тоже весьма важный и для России, и для современного мира - это региональные торговые соглашения. Сегодня практически половина объёма мировой торговли ведётся в рамках не многосторонней системы, а в рамках региональных торговых соглашений. Это современный тренд и G20 не могла его игнорировать. Что самое важное здесь? Важно обеспечить прозрачность этих соглашений и единые правила игры, чтобы не создавать барьеры для ведения бизнеса и обеспечивать максимальную транспарентность всех принимаемых решений как для граждан разных стран, так и для бизнеса. Мы гордимся тем, что удалось согласовать обязательство по стимулированию прозрачных торговых соглашений, которое изложено в отдельном приложении к Санкт-Петербургской декларации лидеров.

Тема содействия развитию появилась в «Группе двадцати» с 2011 года, и в этом году истёк срок действия Сеульского многолетнего плана действий по содействию развитию. Поэтому нам выпала роль провести анализ проделанной работы за прошедшие три года. Россия подготовила совершенно уникальный документ - доклад об исполнении обязательств в сфере содействия развитию, но также определила повестку в сфере развития на следующие годы, которую предстоит развивать Австралии и, далее, Турции.

Была разработана Санкт-Петербургская стратегия развития, которая определяет пять направлений дальнейшей работы «Группы двадцати». Это обеспечение продовольственной безопасности, расширение доступа к финансовым услугам и повышение финансовой грамотности, развитие современной инфраструктуры, развитие человеческого капитала и мобилизация внутренних ресурсов в странах с низким уровнем доходов.

Также впервые в этом году «Группа двадцати» затронула тематику Целей  развития тысячелетия. Они заканчиваются в 2015 году. Сейчас на площадке ООН вовсю идёт разработка дальнейшей повестки развития на период после 2015 года, и «Группа двадцати» оказала поддержку усилиям ООН в разработке темы развития на дальнейший период после 2015 года.

Я хотела бы закончить на ещё одной важной теме для «Группы двадцати» и для России - эта тематика противодействия коррупции. В этом году был достигнут серьёзный прорыв по реализации Плана действий «Группы двадцати» по противодействию коррупции на 2013-2014 гг., но также предложен ряд российских инициатив, которые нашли поддержку у наших партнёров. Из традиционных для «Группы двадцати» тем в этой сфере мы одобрили Руководящие принципы по применению законодательства в сфере противодействия подкупу иностранных должностных лиц, противодействию испрашиванию взяток, оказанию взаимной правовой помощи. В «Группе двадцати» в этом году было завершено создание сети экспертов стран по вопросам отказа во въезде коррумпированным должностным лицам и тем, кто их коррумпировал. Из российских инициатив были подготовлены: обзор подходов к антикоррупционному обучению должностных лиц, доклад об основных коррупционных рисках, возникающих при приватизации государственной собственности, а также инициатива по созданию совместно с Организацией Объединённых Наций Глобального альянса за чистоту в спорте (что особенно важно в преддверии грядущей олимпиады в Сочи). В данный момент в Панаме проходит конференция сторон Конвенции ООН против коррупции, на которой создаются основы для полноформатной деятельности данного альянса.

В целом саммит в Санкт-Петербурге подтвердил роль «Группы двадцати» как ведущего экономического форума и позволил консолидировать усилия всех наших стран по обеспечению устойчивого, сбалансированного и инклюзивного экономического роста. По итогам саммита у всех стран G20 есть чёткие планы по управлению экономической ситуацией, по созданию рабочих мест, по привлечению инвестиций.

Важную роль в этой работе сыграл интенсивный диалог российского председательства со всеми заинтересованными сторонами - со странами, не входящими в «Группу двадцати», международными организациями и «аутрич»-группами (бизнес, молодёжь, гражданское общество, профсоюзы, экспертное и академическое сообщество). Это позволило существенно повысить открытость и эффективность работы G20 в этом году. Может быть, это звучит нескромно, но это действительно так, в том числе и по признанию всех наших партнёров.

Также залогом успеха российского председательства стало то, что мы использовали особую роль России по нахождению консенсуса между развитыми и развивающимися странами. Это действительно большое достижение, и мы, по общему убеждению, достигли в этом году всех поставленных целей. Спасибо.

Сергей Сторчак: Добрый день! Я рад видеть многих коллег, с которыми мы весь год взаимодействовали, поэтому буду краток. Я рассчитываю, что вы все всё помните, все всё знаете, поэтому дам только лишь некоторые подсказки, на что можно было бы акцентировать внимание, когда в своих изданиях попытаетесь до массового читателя донести информацию, чем для нас был этот год - год российского председательства в «Группе двадцати».

Я прошу, прежде всего, отметить, что в следующий раз мы будем председательствовать больше, чем через 20 лет. Такой опыт, конечно, неоценим. Конечно, будут другие исполнители, будут другие люди, но в истории финансовой дипломатии, я думаю, это зафиксируется. Зафиксируется российское председательство и как процесс, и как результат.

Светлана Владимировна говорила много о результатах и говорила много, в том числе, и по финансовому треку. Но лично для меня «Группа двадцати» - это всё-таки процесс, это постоянная работа нескольких (приходится тавтологией заниматься) рабочих групп, связанных с мониторингом текущей макроэкономической ситуации, с анализом тех экономических мер, финансовых политик, которые принимаются внутри «Группы двадцати».

Мы с вами подводим итоги, а рабочая группа G20 по реализации Рамочного соглашения по обеспечению уверенного, устойчивого и сбалансированного роста буквально вчера-позавчера распространила план деятельности на год австралийского председательства. Пока это ещё только первые наброски плана, но я должен вам сказать, что это очень амбициозный проект, отталкивающийся от того, что было наработано за предшествующие пять лет, и в том числе от Санкт-Петербургского плана действий.

Для меня итог работы «Группы двадцати» в текущем году состоит в основном в том, что мы как клуб доказали возможность чёткого взаимодействия не только в условиях кризиса, не только тогда, когда, как говорил один из лидеров G20: «Горит дом и все дружно хватают вёдра и дружно работают - кто вёдрами, кто лопатами, кто баграми - лишь бы пожар в доме потушить». Мы доказали, что в условиях, когда на первое место выходят национальные интересы, интересы, связанные со стимулированием экономического роста, в том числе через экспорт, страны «Группы двадцати» в состоянии договариваться и в состоянии двигаться по скоординированному, не взаимно разрушающему развитию. Это очень важно. Скептики, я думаю, на этот раз должны признать, что механизм координации политик существует, он развивается, модернизируется. Светлана Владимировна сказала, что новое для нас - это попытка координации политики в сфере структурных реформ. Мы сделали первый шаг в этом направлении. Австралийское председательство собирается этот шаг превратить в целое движение, ставя задачу по выходу на принятие странами стратегий экономического роста.

Что касается результатов по финансовому треку, я думаю, что о регулировании финансовых рынков лучше расскажет Ксения Валентиновна Юдаева уже с позиции и шерпы в прошлом, и первого заместителя Председателя Центрального банка Российской Федерации. Собственно говоря, этот участок реформы финансового регулирования становится её постоянной работой. Я так понимаю, что она будет у нас постоянным представителем в Координационном комитете Совета по финансовой стабильности, который фактически является основным исполнительным органом - выше него только пленарное заседание Совета по финансовой стабильности.

Для российского председательства ключевая тема на финансовом треке была связана с попыткой найти компромисс между мерами стимулирования экономического роста, мерами по сдерживанию роста государственных долговых обязательств и уменьшению дефицита государственных бюджетов. Нужно было по лезвию этой бритвы, образно говоря, пройти, договориться со всеми странами таким образом, чтобы возникло и сохранилось желание совместно работать. Отсюда и принятые финансовые стратегии, ориентированные на то, чтобы начиная с 2016 года обеспечить устойчивые тенденции в развитых экономиках к снижению долговых коэффициентов, к выходу на недефицитные национальные бюджеты. Каким образом мы сумели договориться - для меня до сих пор остаётся большой загадкой. Видимо сыграло свою роль желание наших коллег, моих партнёров, заместителей министров финансов найти компромиссное решение. И это компромиссное решение было найдено, соответствующие обязательства приняты и нам остаётся только рассчитывать, что макроэкономическая конъюнктура, положение на финансовых рынках не заставит страны отходить от ранее принятых обязательств.

Ещё, уже именно для меня, профессионально важная тема связана с управлением государственным долгом. Вы наверное хорошо помните, какое наследство мы принимали. Вернее даже, не столько мы, сколько мексиканцы принимали от французского председательства после сильнейшего кризиса суверенного долга Греции. Этот шлейф, связанный с опасениями затронуть щекотливую тему международных финансовых отношений, тему суверенных долгов, отразился на мексиканском председательстве. Они сознательно отошли в сторону, не стали эту тему трогать. Мы, напротив, воспользовались конъектурой, тем что долговая ситуация у Греции каким-то образом разрешилась, и поставили амбициозную задачу понять или изучить уроки долгового кризиса 2008-2009 годов, для того чтобы изменить, модернизировать практики управления суверенным долгом.

Существует документ, о котором я не раз рассказывал, и который называется «Наставления по управлению суверенным долгом». Он был подготовлен 10 лет назад Международным валютным фондом и Всемирным Банком. Мы решили опереться на этот документ и внести изменения в содержание этого документа. Был определённый скептицизм в начале года, когда многие коллеги сомневались в том, что удастся двинуться по этому треку, поскольку грань между управляющими долгом и теми, кто занимается фискальной политикой, существует, но одновременно она достаточно зыбкая, и управляющие долгом могут легко перехлестнуться не в свою зону ответственности. На это всегда обращали внимание наиболее скептически настроенные коллеги в этой области. Тем не менее, на сегодняшний день я могу констатировать, что удалось договориться и внести примерно 50 редакционных правок в действующий документ. В том числе в нём появится около двух десятков новых статей, связанных, прежде всего, с управлением условными обязательствами - то есть то, что чаще всего ассоциируется либо с государственными гарантиями, либо с частно-государственным партнёрством. Появляются ссылки, связанные с необходимостью изменения кредитной документации, с помощью которой оформляются выпуски облигационных займов, введение в документацию оговорок о коллективных действиях. Цель этой работы - создать более благоприятные условия для того, чтобы в будущем решать долговые проблемы суверенных заёмщиков быстрее и с меньшими издержками и для самого заёмщика, и для его частных кредиторов.

К сожалению, я думаю, что в основном средства массовой информации не обратили внимания на очень интересный доклад Международного валютного фонда, появившийся в апреле этого года, о роли практики и политики фонда в ситуации, когда резко возрастает число суверенных заёмщиков и объёмы займов, размещаемых на финансовых рынках. Там речь уже идёт о новом этапе развития теории и практики реструктуризации суверенного долга при наличии новых тенденций. Не знаю, как австралийское председательство возьмётся за эту тему. Там много интересных и спорных вопросов. Международный валютный фонд фактически предлагает вернуться к дискуссии по механизму урегулирования суверенной задолженности - в своё время этот механизм предлагала первый заместитель Директора-распределителя Международного валютного фонда Анна Крюгер. 10 лет назад инициатива не была поддержана, но после долгового кризиса в ряде европейских стран вопрос возник и, естественно, эту тему нужно двигать, разбираться в ней в условиях, когда нет острой фазы кризисной ситуации в сфере суверенного долга.

Ещё о двух темах хотел бы вам сказать в завершении. Первая тема связана с попыткой взглянуть на долговую ситуацию с другой стороны, со стороны предоставления кредитов развитыми странами станам, которые находятся на более низком уровне развития. После того, как успешно была реализована инициатива HIPC (Heavily Indebted Poor Countries Initiative), открылись широкие возможности для кредитования и частным секторам, и государственным секторам развитых стран и стран c формирующимися рынками. И как раз у этих заёмщиков, не так давно бывшими бенефициарами инициативы HIPC, опять возникла угроза перекредитования стран, находящихся на относительно низком уровне развития. Для того чтобы ситуация не была в очередной раз заведена в тупик, нам удалось уже после саммита организовать в Париже совместную встречу представителей стран «Группы двадцати», входящих в Парижский клуб кредиторов. Состоялся откровенный разговор и, совершенно неожиданно для многих участников, этот разговор был конструктивный. Речь идёт о том, что признано целесообразным при предоставлении новых кредитов уделять максимальное внимание долговой устойчивости этих суверенных заёмщиков из числа экономически относительно неразвитых государств. Для того чтобы правильно оценить результаты этой встречи, хочу сказать, что попытки пригласить в Парижский клуб для откровенного разговора страны с формирующимися рынками, которые в последнее время стали активными, а иногда даже агрессивными кредиторами, - эти попытки проваливались много лет подряд. Нам каким-то образом удалось эту встречу организовать и договорились, что эта встреча не будет первой и последней в следующем году. Дискуссия, выработка определённых правил игры на рынках экспортных кредитов или связанных кредитов будет продолжена.

И последняя, может быть, тема - это сама «Группа двадцати», её будущее. Вместе с новым председателем мы сумели организовать специальную встречу, небольшую конференцию или семинар, на который пригласили коллег и ранее участвовавших в работе G20, и действующих, и обсудили эти темы на уровне министров финансов: что, собственно говоря, будет дальше с «Группой двадцати», как повысить её активность, как удержать от бюрократизации процесса, каким образом уменьшить количество слов, скажем так, используемых в итоговых заявлениях как министров финансов, так и лидеров. Эти вопросы были обсуждены и итог следующий. Первое: мы всё-таки договорились, что не на каждую встречу G20 будут выноситься все вопросы, которые являются приоритетными для данного председательства. Я очень рассчитываю, что тема, допустим, финансового регулирования будет периодически появляться в повестке дня и уходить до появления новых моментов и так далее. Договорились о необходимости большего влияния процесса шерп на процесс министров финансов, поскольку шерпы ближе к лидерам и, соответственно, ставка делается на то, что благодаря влиянию шерп актуализация или пиритизация деятельности финансового трека станет более очевидна, более понятна, прежде всего, для самих лидеров. Договорились также о том, чтобы усилить роль «тройки», поддержать тот хороший ритм и темп работы, который у нас сложился вместе с новыми нашими коллегами из Австралии, как наиболее активными участниками нашей «тройки». Надеюсь, что нам удастся продолжить эту традицию, и мы также подставим своё плечо в год австралийского председательства в «Группе двадцати».

В дальнейшем я, конечно, буду готов ответить на другие вопросы. Понятно, что тем очень много, особенно нюансированные темы по налогообложению. Такой пласт вопросов поднят, что даже не знаю, как быстро и как энергично «Группа двадцати» сумеет это разработать и выйти на более продвинутые договорённости, особенно связанные с прекращением практики двойного неналогообложения или с принятием новых решений в связи с развитием электронной экономики или цифровой экономики.

Спасибо за внимание. Я думаю, что я здесь прекращу, и мы лучше тогда поговорим по вашим конкретным вопросам. Спасибо.

Ксения Юдаева: Я, прежде всего, хотела бы поздравить Светлану Владимировну с назначением. Мне кажется, что это действительно правильный выбор. Я думаю, что большинство из вас знает Светлану Владимировну - она в течение 5 лет работала помощником шерпы, и действительно была основным человеком, который по сути и руководил председательством России в «Группе двадцати». Я думаю, что G20 теперь в надёжных руках. Я поздравляю Светлану Владимировну.

Второе, что я хотела бы сделать, это поздравить нас всех, всю мою команду с окончанием председательства и поблагодарить всех. В первую очередь, Светлану Владимировну; Сергея Анатольевича - безусловно, без министерства финансов G20 была бы на G20; Олега Цацурина, который сидит здесь, и в его лице всю пресс-службу Президента России, которая нам активно помогала в разных вопросах. Здесь сидят представители Y20 Russia 2013, представители Экспертного совета, у нас было очень активное взаимодействие с Business 20, с Labour 20 - я хотела бы всех поздравить с окончанием успешного года и поблагодарить. Я думаю, это действительно было достаточно успешное председательство, во время которого мы, прежде всего, добились тех целей, которые первоначально поставили.

Теперь давайте перейдём непосредственно к самой «Группе двадцати». Во-первых, хочу напомнить, что это был год пятилетия G20. Пятилетие - это условный всегда юбилей. Это и время подведения итогов, и время переосмыслений, и, возможно, время переопределения повестки. И собственно именно это и произошло во время российского председательства. Как уже было сказано, было подготовлено несколько отчётных документов о деятельности работы «Группы двадцати». Но и, кроме того, по сути, действительно произошло переосмысление повестки, смещение её в новую плоскость. Всё-таки предыдущие пять лет, не смотря на то, что в «Группе двадцати» каждый год были немножко разные приоритеты, основное, чем занималась «Группа двадцати», - это были антикризисные меры в том или ином виде. Я думаю, что начиная с нашего председательства, и я уже знаю про намерения австралийского председательства, G20 будет в большей степени концентрироваться на новой повестке развития и частично, особенно в плане финансового трека, на вопросе выхода из антикризисных мер. И эта тематика была заложена именно во время российского председательства.

Была попытка это сделать гораздо раньше, ещё в Торонто, но тогда это не состоялось, потому что возникла новая антикризисная повестка. Конечно же, всего можно ожидать, но тем не менее, мне кажется, что именно во время российского председательства этот перелом совершился. И я должна сказать, что всё-таки в значительно степени этот перелом совершился в связи с тем, как мы выбирали повестку дня.

Мы решили отойти о той традиции, которая складывалась в предыдущие годы, выбирая некоторые мелкие конкретные приоритеты, которые потом в результате затмевались какими-то насущными антикризисными повестками. Мы выбрали широкую тему, которая действительно, всех волнует, именно широкую тему - это экономический рост, инвестиции, занятость и связанными с ними вопросами. Она начала в «Группе двадцати» жить в разных треках и, как я понимаю, она продолжит и дальше свою жизнь. Да, и раньше были попытки это сделать, но именно во время нашего председательства эти вопросы, действительно, вышли на повестку дня. Именно поэтому итоговые документы, которые мы подписали, по ключевым направлениям соответствуют нашим приоритетам, ключевой теме председательства. Они подхвачены следующим председателем, то есть мы обеспечили ещё одну вещь - преемственность.

Мы с самого начала вели в рамках «тройки» диалог с австралийцами о том, что хорошо бы всё-таки обеспечить преемственность в рамках председательства, вообще, сделать весь процесс, по сути, преемственным, а не с попыткой обрыва каких-то тем год от года. Нам это удалось и мы, конечно же, также благодарны Австралии, что она эту идею поддержала и сейчас активно собирается развивать во время своего председательства.

Ещё один момент, на котором я бы хотела остановиться, очень общий момент: что дало российское председательство самой России. Я уже неоднократно говорила, ещё раз напомню, что Россия - это первая страна не член ОЭСР, которая была председателем в «Группе двадцати». И в этом смысле G20 сыграла достаточно серьёзную роль с точки зрения повышения авторитета и самой России, и всех стран не членов ОЭСР, как стран, которые могут организовывать такого рода серьёзные мероприятия, даже не мероприятия, а процесс, как правильно сказал Сергей Анатольевич. Потому что председательство - это процесс, саммит - это результат, это мероприятия, это, конечно же, ключевая часть процесса, но всё само по себе председательство - это достаточно серьёзная работа.

У нас было проведено более 50 разного рода мероприятий в ходе председательства. Всё это действительно достаточно серьёзно. Работа и по организации этого процесса, и по структурированию, и по проведению своей повестки через все рабочие группы, которые были в этом процессе. Опять таки, это была особенность российского председательства, что мы выбрали некоторые основные принципы, и мы их проводили через все группы, а не наоборот. Просто выбрали какие-то принципы, которые позволили добавить дополнительные группы. Это была наша отличительная особенность. Нам кажется, что это удалось, и это очень приятно.

Много кстати говорилось, особенно во время саммита, что повестка сместилась из экономической в политическую. Это было сделано по решению российского Президента, и, на мой взгляд, это тоже добавило успеха российскому председательству и также смогло повысить авторитет России. Потому что мы теперь знаем, что именно обсуждения на полях саммита сыграли ключевую роль в переформатировании постановки одной из важнейших мировых проблем. В этом смысле можно также говорить об успехе уже не столько председательства, сколько самого саммита в решении конкретных вопросов. Светлана Владимировна уже сказала, что мы много взаимодействовали с «аутрич»-группами и там тоже достигли больших успехов в этом вопросе.

Последнее, что я хотела бы сказать, это несколько слов о том, как реализуются решения «Группы двадцати». Эта работа гораздо меньше всем видна. Поэтому часто возникает вопрос: нужна ли вообще «Группа двадцати» или нет? Все собрались, приняли какие-то решения, написали какие-то бумаги, - а дальше что? В самом процессе часто бывает много технических деталей, которые уже гораздо меньше всем интересны. В общем-то, скорее из-за этого результаты всегда меньше видны, чем обозначенные заявления.

Я сейчас работаю в Центральном банке и на своей практической работе в еженедельном режиме ощущаю присутствие «Группы двадцати» в моей жизни. Потому что Центральный банк активно включён в работу институтов, во многом созданных и работающих под руководством «Группы двадцати», в том числе Совета по финансовой стабильности, ИОСКО и других финансовых регуляторов, которые сейчас по решению G20 проводят серьёзную работу, во-первых, по разработке реформ в финансовой сфере и, во-вторых, по их координации и имплементации. Я как сотрудник Центрального банка, во-первых, принимаю участие в этом процессе разработки решений и очень много говорить о том, какова позиция в этих вопросах таких стран как Россия с не очень, в общем-то, глубоко развитым финансовым рынком и с теми особенностями, которые нужны для того, чтобы реализовать общие принципы в нашей новой системе, и, во-вторых, в их реализации. У меня есть подразделение, которое мне пишет, что по решению Совета по финансовой стабильности мы должны сделать то-то и то-то, мы можем это реализовать так-то и так-то. Эти вопросы мы согласуем с другими подразделениями, выносим на уровень Председателя, решаем, имплементируем. То есть в жизни институтов, которые действительно вовлечены в работу, «Группа двадцати» играет колоссальную роль на ежедневной основе и действительно имеет своё влияние даже через много лет, когда некоторые основные принципиальные решения приняты, и находит свои результаты в деятельности всех конкретных институтов. И сейчас я, как никогда, это почувствовала уже в практической сфере.

Ведущий: Я хочу сейчас передать слово господину послу. Хотелось бы услышать ваши впечатления от председательства России в «Группе двадцати». Какие основные приоритеты будут у Австралии? Что Австралия возьмёт от тех приоритетов, на которые делала акцент Россия в течение года?

Пол Майлер: Большое спасибо. Я хотел бы поздравить Российскую Федерацию с очень успешным председательством в «Группе двадцати».

Ксения Валентиновна сказала, что это пятая годовщина саммита, мы сумели пройти через затяжной кризис и теперь нам необходимо переходить на планирование и реализацию долгосрочной повестки дня. Что касается долгосрочной повести дня, то бытует мнение, что это достаточно скучное занятие. Поэтому мы хотим изменить подобный взгляд и заинтересовать лидеров, привлечь их к формированию этой долгосрочной повести и к переходу на долгосрочное планирование.

Создание новых рабочих мест, поддержание роста - это тема, которая действительно перейдёт в 2014 год. Я не буду сейчас говорить о приоритетах на следующий год, потому что премьер-министр Австралии выступит с официальным заявлением на следующей неделе. Но мы, прежде всего, хотели бы сосредоточиться на наращивании экономического роста и создании новых рабочих мест. Также налоговые инструменты и как найти новый источник стимулирования экономического роста, чтобы всё-таки достичь успехов в озвученных направлениях, и как повысить устойчивость глобальной экономики в целом. Также важно найти инструменты, чтобы лучше справляться с теми кризисами, с которыми мы уже столкнулись в предыдущие годы.

Ещё один момент. Я хотел бы отметить роль российской команды в том, что они смогли сохранить дух «Группы двадцати» и справиться со всеми сложными моментами, которые возникали. Они воспользовались работой в «тройке» - это тот механизм, который обеспечивает преемственность повесток дня. Это очень хороший уровень общения и обмена информацией, сотрудничества. Мы, безусловно, рады тому, что Светлана Владимировна будет членом нашей «тройки» в этом году, также как и Сергей Анатольевич. Мы будем работать и с нашими коллегами из Турции в рамках «тройки». Также важен не только документ, который появляется в конце года, чтобы он был очень хороший и содержательный, но не менее важна его последующая реализация.

Было уже много сказано о том, что во время встречи лидеров всплыл вопрос о Сирии. Мы поддерживаем интерес лидеров к международным вопросам и даём им возможность говорить о том, что является центром их интересов. В Петербурге дискуссия, состоявшаяся на саммите, была очень оживленной. Присутствовали многие главы государств и министры. Буквально можно было услышать изменения настроений, все проснулись, отложили свои ранее написанные речи и приняли участие в активной, живой дискуссии по интересующей их теме.

Поэтому для нас действительно важно подхватить те темы, которые вышли на повестку во время российского председательства - уклонение от налогов, имущественный вопрос - и посмотреть на это с точки зрения глобальной экономики. Потому что страны действительно много теряют за счёт уклонения от налогов, теряют больше, чем приобретают через систему налоговых сборов. Это очень важный момент для нас, это то, на чём мы должны сосредоточиться. Также вопрос о налоговых каникулах и вопросы, связанные с перемещением доходов, и вопросы, связанные с инвестициями, особенно долгосрочными инвестициями. Это темы, которые очень легко можно было бы отдать на проработку Всемирному банку и МВФ, дав им соответствующие поручения. Но России удалось добиться того, чтобы на повестку дня был поставлен вопрос об инфраструктурных инвестициях, чтобы вопрос не свёлся к тому, что нам нужно найти больше денег, а перешел на следующую ступень, что нам нужно сделать инфраструктурные инвестиционные проекты более привлекательными. Это очень важный момент. Это то, как развивалась дискуссия, как мне кажется, это было очень ценным. Мы надеемся, что эта тема будет продолжена и в следующем году. 

Мультимедиа